С водителей попросят за теорию и практику

За сдачу экзаменов по вождению в ГИБДД придется платить пошлину с 1 января 2015 года

Алина Распопова
За сдачу экзаменов в ГИБДД придется платить пошлину уже с 1 января 2015 года. Таким образом Госавтоинспекция надеется убедить будущих водителей более ответственно проходить обучение в автошколах, а также исключить возможность «договориться» с инспекторами. Сумму, которую придется выложить за каждый экзамен, в ведомстве пока не сообщают, но обещают, что она будет достаточной. Эксперт считает, что экзамен не должен стоить дороже 400 рублей.

За сдачу теоретических и практических экзаменов для получения водительских прав с 1 января 2015 года придется платить пошлину. Соответствующий законопроект разработан МВД России и проходит процедуру общественного обсуждения на Едином портале проектов нормативных правовых актов.

По сообщению пресс-службы Госавтоинспекции МВД РФ, зачастую недоработка автошкол в подготовке кандидатов в водители компенсируется возможностью многократного обращения в экзаменационные подразделения Госавтоинспекции по вопросам приема экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

«Таким образом, введение государственной пошлины отдельно за каждый экзамен будет финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к экзаменам, — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

— Предлагаемые изменения позволят усовершенствовать систему сдачи экзаменов и привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требованиями международных норм и стандартов, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на состояние аварийности, в том числе с участием молодых водителей».

Как пояснили «Газете.Ru» в ГИБДД, размер пошлины, которую придется заплатить будущим водителям за каждый экзамен, окончательно не определен. Предлагаемые цифры станут известны спустя 15 дней с момента публикации документа.

При этом сумма должна быть достаточной для того, чтобы стимулировать их ответственно подходить к обучению в автошколах, а также исключить возможность коррупционной составляющей.

Плата за сдачу экзаменов существовала ранее, но по ряду причин в 2006 году в рамках налогового законодательства было принято решение взимать ее только за выдачу водительского удостоверения. «В итоге получилось, что автошколы выдавали сертификаты о прохождении обучения, а ряд водителей просто не ходил на занятия, — отметили в ведомстве. — Получается, Госавтоинспекция стала неким полем для тест-драйвов: можно ходить и несколько раз сдавать теорию и практику. В этом процессе также могут быть элементы коррупции. Ведь можно много раз сдавать экзамены и в итоге попытаться «договориться». А если экзамен и так платный, то смысла платить еще кому-то просто нет. К примеру, человек не учился, купил сертификат о том, что прошел курсы. Он не сдал теорию первый раз, второй, третий. И все это время каждый раз платит пошлину. При этом следующая, практическая, часть экзамена также будет стоить денег.

Человек задумается о том, зачем он платил в автошколе, если все равно приходится снова и снова платить за сдачу экзаменов. Проще один раз выучиться».

В Госавтоинспекции отмечают, что последнее время все чаще стали происходить ДТП с участием молодых водителей. Меняющееся законодательство в вопросах обучения и подготовки водителей, в также изменения в налоговом законодательстве в комплексе смогут привести к снижению числа ДТП. Эксперты ожидают, что деньги на обучение не будут тратиться зря и водители будут сдавать экзамены с первого раза.

Также введение пошлины позволит компенсировать часть расходов государства на проведение экзаменов.

«Ведь проходит закупка оборудования, компьютеров, проводится обработка данных, задействуется персонал, используется служебный транспорт, проводится ремонт, приобретается топливо. Логично, что любая затратная часть должна быть компенсирована», — заявили «Газете.Ru» в Госавтоинспекции.

Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев уверен, что такая мера действительно позволит снизить количество водителей, которые сдают экзамены повторно, но направлена она больше на пополнение бюджета, нежели на улучшение качества обучения в автошколах.

«Действительно, экзамен нужно делать платным, но не слишком дорогим, — сказал Лобарев «Газете.Ru».

– Водители будут сразу приходить на экзамены более подготовленными, и у них будет меньше желания приходить в ГИБДД «просто попробовать». В итоге это снизит количество очередей на прохождение экзаменов и повысит качество оказания услуги».

При этом эксперт сомневается, что такая мера действительно улучшит качество подготовки водителей.

«Автошколы работают по определенным утвержденным программам, — объясняет Лобарев. – Дальше субъективная оценка водителей происходит уже в ГИБДД. Судите сами: если теорию у компьютера с первой попытки сдают около 90% экзаменуемых, то практику – 20–25%. Человек, который хорошо отучился в автошколе, может разволноваться в ГИБДД. К примеру, на него прикрикнет инспектор, или машина не такая, к какой он привык. Поэтому было бы логичным сделать бесплатной первую попытку сдачи, а платными сделать уже последующие».