Москве прописали платный въезд

Ведущие транспортные эксперты посоветовали властям Москвы ввести платный въезд в центр города

Алина Распопова, Анатолий Караваев
Московские власти могут сделать въезд в центр города платным — такое предложение прозвучало на прошедшем в столице заседании международного экспертного совета. Вице-мэр Максим Ликсутов обещал эту идею изучить, но подчеркнул, что о ее воплощении в жизнь говорить пока рано. Эксперты из разных стран считают, что платный въезд в центр заметно сократит пробки, но при этом нужно дать людям альтернативу, развивая удобный общественный транспорт.

Ввести плату за въезд в некоторые, прежде всего центральные, районы посоветовали столичной мэрии ведущие зарубежные специалисты на состоявшемся в пятницу в Москве заседании Международного экспертного совета по транспортным вопросам. Такая мера широко применяется во многих городах мира, оказывая положительное влияние на загруженность в центре.

В частности, генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш, отметив успехи Москвы в деле организации платных парковок, рекомендовал властям российской столицы на этом не останавливаться.

«Может быть, теперь нужно сделать следующий шаг вперед — ввести плату за въезд в определенные зоны в городе. Я думаю, что в ближайшие годы вы уже сможете пойти по этому пути»,

— отметил специалист, обращаясь к мэру Москвы Сергею Собянину.

Ответ столичных властей был осторожным. «Один из вариантов, который успешно себя зарекомендовал, — это введение платного въезда. Это экспертное мнение. Мы его обязательно изучим. Посмотрим все минусы и плюсы.

Говорить о том, что приняты уже какие-то решения, пока рано», — заявил глава департамента транспорта, заммэра Максим Ликсутов.

Отвечая на один из вопросов, Флауш отметил, что не надо бояться общественного мнения: большинство водителей через некоторое время сами поймут полезность этого шага.

«Необходимо аккуратно планировать, аккуратно объяснять населению, что такое решение принесет огромную пользу и в этой ситуации не будет проигравших, — заявил Флауш. — На данный момент, если у вас есть машина, в Москве уйдет несколько часов на то, чтобы добраться в нужное место. Но завтра только те люди, которым действительно нужно отправиться в город на машине, сделают это, поскольку за это будет взиматься определенная плата. Такая мера поспособствует увеличению коммерческой скорости наземного общественного транспорта. Она хорошо зарекомендовала себя в Лондоне, Стокгольме, Осло, Милане. Под руководством мэра и его команды это применимо и к Москве».

Предложения ввести в Москве платный въезд в центр или в отдельные зоны звучали и раньше, но городские власти публично эту идею не поддерживали. Более того, в июле прошлого года Собянин заявлял, что город не планирует брать плату за въезд в центр, так как это решение приведет к транспортному коллапсу.

«Представьте себе: мы центр закрыли, сделали платным.

Во-первых, мы сделаем заложниками всех жителей Центрального округа, которые должны даже домой въезжать за плату и выезжать. Во-вторых, огромный поток автомобилистов попытается объехать центр по бесплатным дорогам, например по тому же Третьему транспортному кольцу», — рассуждал Собянин

в интервью каналу «Россия 1». Градоначальник высказался тогда за решение транспортных проблем с помощью развития зон платной парковки и общественного транспорта.

В пятницу чиновники и эксперты вновь говорили о важной роли общественного транспорта, а также о том, что расширение зоны платных парковок — мера неизбежная.

«Вопрос платности парковок был одним из самых сложных в Москве, но многие убедились, что улицы разгрузились, и это факт, который очевиден, — заявил Максим Ликсутов. — Расширение платной парковки будет происходить в городе. Оно будет происходить там, где проблема наиболее велика».

Таким образом, глава департамента транспорта впервые публично подтвердил грядущее появление новых платных зон за пределами Садового кольца.

Как отметил вице-мэр, в жилых зонах платная парковка не всегда нужна, этот вопрос требует тщательной проработки, и там каждая улица будет обсуждаться отдельно. Ранее сообщалось, что очередное расширение зоны, которое затронет почти все пространство между Садовым и Третьим транспортным кольцами, произойдет уже 25 декабря 2014 года.

Кроме того, Ликсутов дал понять, что в городе должна быть выработана ясная политика, отдающая на дорогах полный приоритет общественному транспорту. «В отсутствие приоритета говорить о качестве городского общественного транспорта, о стабильности его работы, безопасности, выполнении расписания не приходится», — отметил он.

Как в других странах мира взимают плату за въезд в центр города

Между тем ряд международных экспертов, опрошенных «Газетой.Ru», также считают, что Москве необходимо вводить платный въезд в центр.

«Люди приезжают в центр города, потому что они там работают, — заявил советник департамента общественного транспорта Сингапура Мохендр Синг. — И это отражается на трафике.

Москва должна следовать правилам, которые работают во всем мире.

Если ездить в город становится дороже, а за въезд в центр взимается плата, как у нас в Сингапуре с 1975 года, то ситуация улучшится. Нужно поднимать цены за въезд в центр, а парковку ближе к центру делать дороже. Тогда водители задумаются, а стоит ли им вообще ехать в центр на автомобиле».

При этом эксперт из Сингапура уверен, что парковка должна быть платной практически по всему городу, но парковочная политика — гибкой. «В центре нет возможности сделать много парковочных мест, — поясняет Синг. — Чем дальше от него, тем таких возможностей больше. Поэтому цена парковки должна уменьшаться, а там, где проблем с трафиком нет, парковка может быть бесплатной».

Пьер-Франческо Моран, эксперт из Милана, специализирующийся на транспортных вопросах, сказал «Газете.Ru», что городские власти не должны бояться принятия кардинальных решений при борьбе с пробками.

«Платный въезд в центр Милана был введен два года назад, — напоминает Моран. – И сначала донести до людей необходимость этой идеи было очень трудно. Они думали, что это делается только для того, чтобы получить с них дополнительные деньги. Но на самом деле это один из способов снизить количество пробок. В Милане они сразу снизились на 30%.

Политики не должны слишком бояться принятия такого решения. Да, водители не будут его поддерживать, но вскоре оценят преимущества».

Исполнительный директор немецкой компании Wiener Stadtwerke, специализирующейся на развитии общественного транспорта, Габлиэль Домштитц считает, что мэрии придется поработать над тем, чтобы поездки на общественном транспорте вошли в моду.

«Мой перелет из Вены в Москву длился 2 часа 10 минут, а на дорогу до гостиницы у меня ушло три с половиной часа, — рассказала фрау Домштиц «Газете.Ru». — При этом люди чувствуют себя комфортно в своих машинах, а в Москве они очень красивые. Поэтому руководству города придется создать тренд и поработать над тем, чтобы поездки на общественном транспорте вошли в моду. Люди должны знать, когда приедет автобус: если вы не знаете, приедет он через пять минут или через час, то, конечно, сядете за руль».

По словам немецкого эксперта, плата за парковку и так называемые сборы за пробки, то есть платный въезд в центральные районы, вошли в привычку у жителей мегаполисов по всему миру.

«Я считаю, что в городе могут быть созданы участки, где парковка может стоить дороже, а где-то — дешевле, — рассуждает Домштиц. – Конечно, некоторые не будут довольны такими мерами, но угодить всем невозможно».

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что введение платного въезда в центр столицы неизбежно. Однако в ближайшей перспективе чиновникам нужно привести в порядок пока не окрепшую систему платных парковок.

«Ежедневные поездки на автомобиле из периферии в центр Москвы и обратно просто невозможны, — заявил Блинкин «Газете.Ru». — Они невозможны даже в гораздо более развитых с точки зрения транспортной системы городах. Мы начали вводить платные парковки. Сейчас размер тарифов невелик, не решено множество вопросов.

На каком-то этапе сделать платный въезд в центр города понадобится, но не сейчас.

При этом сделать это будет трудно. Грубо говоря, как ограничить въезд в маленькие переулки внутри Садового кольца? В Милане для этого работают камеры, а у нас пока даже нет представления, как это сделать».