Кризис и санкции опустят авторынок

Российские продажи легковых автомобилей в 2014 году упадут на 8–12%

Алина Распопова
В 2014 году российские продажи автомобилей могут упасть на 12%. Главными причинами спада являются экономическая нестабильность, рост цен и угроза введения санкций. Наилучшие перспективы остаются у компаний, которые выводят большое количество новинок и ведут локализацию производства в России. Эксперты надеются, что все подписавшие соглашение о промсборке автопроизводители успеют выполнить свои обязательства в срок.

Аналитики авторитетного агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозируют снижение объема рынка легковых машин в России на 8–12% в текущем году. Об этом заявил во вторник старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко.

Отметим, что в начале года прогнозировалось падение продаж лишь на 3%.

Итоги

За первые шесть месяцев текущего года в России было продано 1 млн 160 тыс. новых легковых автомобилей, что на 7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Общий объем продаж в денежном выражении составил $31,5 млрд.

В списке моделей, которые показали наибольший рост объемов продаж, — Mercedes-Benz S Class (389%), Jeep Grand Cherokee (120%), Range Rover Sport (108%), Chevrolet Cobalt (97%).

Хорошие результаты показали Kia Soul (71%), Chevrolet Spark (47%), Mercedes-Benz A class (45%), Mazda CX-5 (40%), Mercedes-Benz E class (38%), Ford Kuga (37%).

Как отметил Литвиненко, в первом квартале 2014 года локомотивом продаж стали премиальные автомобили. По словам эксперта,

экономическая нестабильность и валютные колебания вынудили людей конвертировать накопленные средства в физические активы, в том числе в дорогие автомобили.

Традиционно хорошо сыграли те марки, которые представили много новинок, а также имеющие в России собственное производство. Наиболее успешными по объему продаж и запуску новых моделей оказались Mercedes-Benz и Nissan. Так, японский бренд занял четвертое место в топ-5 наиболее популярных моделей иномарок, собираемых в России. Лидерами в списке стали Kia Rio New, Renault Duster и VW Polo. На четвертом месте — Nissan Almera, на пятом — Renault Logan.

75% автомобилей из топ-20 моделей по итогам продаж в первом полугодии собираются в России.

Значительный объем продаж локализованных автомобилей в первую очередь обусловлен их ценовым преимуществом по сравнению с импортируемыми иномарками. Дело в том, что автопроизводители отдают предпочтение локализации автомобилей массового сегмента, где целевая аудитория достаточно чувствительна к цене.

По данным PwC, продолжает снижаться сегмент недорогих автомобилей.

Худшие показатели по сравнению с результатами прошлого года у моделей Citroen C4 (-85%), Suzuki SX4 (-65%), Ford Focus (-56%), Honda Civic (-51%), Peugeot 408 (-49%).

В списке аутсайдеров оказались также VW Passat CC (-48%), Daewoo Matiz (-48%), Mercedes B Class (-46%), Hyundai i30 (-44%), Peugeot 3008 (-44%).

Прогнозы

По оценке PwC, если события будут развиваться по лучшему сценарию, в 2014 году будет продано 4,3 млн российских автомобилей (-12%), 1 млн 270 тыс. иномарок российского производства (-3%), а импорт новых автомобилей достигнет уровня 690 тыс. единиц (-15%).

Таким образом, общий объем рынка может составить 2 млн 390 тыс. единиц. Падение по сравнению с 2013 годом составит 8%.

В самом пессимистичном случае, который эксперты называют базовым, будет продано 4,1 млн российских машин (-16%), 1 млн 240 тыс. иномарок российского производства (-5%), а импортировано 650 тыс. новых автомобилей (-20%). Получается, что по самым худшим прогнозам рынок упадет сразу на 12%, до уровня 2,3 млн проданных автомобилей.

Главными причинами такого обвала аналитики называют замедление темпов экономики, ослабление курса рубля, которое привело к росту цен, и удорожание автокредитования. Не вызывает сомнений, что в ближайшее время на авторынок будут оказывать неопределенность и последствия ситуации вокруг Украины и Крыма.

Отвечая на вопрос «Газеты.Ru» о возможном влиянии санкций на российский авторынок, Литвиненко отметил, что главным образом они отразятся на поведении производителей автокомпонентов с инвестициями до $10 млн.

«Для небольших компаний, которые только планируют прийти в Россию, крайне важен инвестиционный фон, — пояснил Литвиненко. — У них нет прямого доступа к госорганам, и они получают данные о текущей ситуации только из СМИ. И если они не придут в Россию, то ряду автокомпаний, которые зависят от этих поставщиков, будет сложнее достичь заявленного уровня локализации производства. Что касается долгосрочных планов крупных игроков, то их инвестиций достаточно, чтобы вести бизнес в России. При этом они будут рассчитывать на помощь со стороны государства».

По оценкам экспертов, несмотря на негативные тенденции, Россия остается перспективным рынком для автопроизводителей.

В PwC уверены, что в ближайшие два-три года рынок восстановится до уровня 2012 года.

Тогда было продано 2,935 млн машин. Дело в том, что среднее время обновления автопарка составляет 3,5–4 года. Поэтому можно ожидать, что основной рост наступит именно в 2015–2017 годах. Что касается перспективы 2015 года, то его динамика будет близка к нулю и станет повторением 2014 года.

Локализация

Одним из ключевых факторов успеха автопроизводителей на российском рынке эксперты называют локализацию. По из оценкам, текущие мощности производств легковых автомобилей составляют 3,0 млн а/м. При текущем уровне объемов производств составляет порядка 65%. В течение ближайших пяти лет мощности могут превысить 3,8 млн а/м.

Как отметили в PwC, подписанные автопроизводителями соглашения о промсборке предусматривают четкий график локализации.

Так, в период с 2018 по 2020 год истекает срок действия большинства соглашений о промсборке, после чего таможенные пошлины будут снижены.

В результате практически исчезнет барьер, обеспечивающий дополнительное преимущество для локальных производителей. В этот период локальное производство может стать более выгодным, чем импорт, только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне.

На данный момент только «АвтоВАЗ» и УАЗ отвечают необходимым требованиям, которые заработают в 2018–2020 годах, — уровень локализации выпускаемой ими продукции достигает 74 и 66% соответственно. У Renault этот показатель находится на отметка 55%, GM-АвтоВАЗ — 51%, Volkswagen — 42%, Nissan — 38%, Ford — 37%, PSMA — 20%, Hyundai — 48%, Toyota — 10%.

Как отметил Литвиненко, он уверен, что все автопроизводители, подписавшие соглашения о промсборке, успеют выполнить свои обязательства в срок.