Правительство выбрало дорогу в Крым

Строительство Керченского моста начнется в 2014 году

Алина Распопова
Мост через Керченский пролив, который соединит Крым с остальной Россией, начнут строить уже в этом году. Чиновники окончательно определились и с местом его возведения — он будет построен через Тузлинскую косу. Правительство выделит на эти цели 247 млрд рублей.

В правительстве РФ окончательно определились с местом и стартом строительства моста через Керченский пролив. Как ранее и предполагала «Газета.Ru», мост в Крым будет построен через Тузлинскую косу. Об этом в четверг на совещании, посвященном обсуждению ФЦП развития Крымского федерального округа до 2020 года, заявил заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак, сообщает «Газета.Ru».

«Мы уже приняли решение, что мост будет построен через Тузлинскую косу. Из всех предложенных проектов данный вариант является самым оптимальным», — заявил Козак.

Кроме того, стало известно, что строительство начнется уже в текущем году. Срок строительства моста составит около трех с половиной лет.

«Мы договаривались, что некоторые мероприятия, такие как транспортный переход через Керченский пролив и строительство технопарка в области высоких технологий, начнем реализовывать уже в этом, 2014 году», — подчеркнул Козак.

Известен стал и размер госфинансирования проекта: министр по делам Крыма Олег Савельев сообщил, что

правительство России планирует выделить 247 млрд руб. на строительство моста.

Эти деньги будут выделены в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Крыма и Севастополя. Всего на развитие транспортной инфраструктуры полуострова, включая мост через Керченский пролив, из федерального бюджета будет выделено 416 млрд руб.

Как пояснил Козак, инвестором строительства перехода через Керченский пролив будет только государство — федеральное правительство, Министерство транспорта, а конкретно Росавтодор. При этом подрядчиками смогут быть и иностранные компании. В настоящее время ведутся переговоры с различными российскими и иностранными предприятиями. Некоторые российские компании при этом выступают в консорциуме с итальянскими и китайскими компаниями.

Отметим, что правительство РФ также рассматривает возможность использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

«Такой вариант прорабатывался и прорабатывается. Сначала нужно просчитать финансовую модель, поскольку средств ФНБ предоставляются на возвратной основе», — сказал Козак.

Козак отметил, что первые просчеты финансовой модели, в случае введения платного проезда для грузового транспорта, не обеспечивают необходимую возвратность средств.

«Будем считать дальше. В любой момент в период строительства проект из государственного может превратиться в частно-государственный инвестиционный проект», — добавил он.

При этом Козак затруднился сказать, могут ли санкции повлиять на вопрос участия подрядчиков, например из Италии, в строительстве Керченского перехода.

«Санкции еще до конца не сформулированы. Трудно предположить, как будут сформулированы те или иные решения и как поведут себя европейские строительные компании, которые претендуют на получение соответствующих подрядов», — отметил вице-премьер.

Мост через Керченский пролив напрямую свяжет Краснодарский край с Крымом. Длина путепровода от Таманского полуострова через косу Тузла в сторону Керчи составит 11,7 км.

Именно этот вариант считало наиболее оптимальным подавляющее большинство участников межведомственной рабочей группы.

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс службе ГК «Автодор», все варианты строительного перехода оценивались, исходя из комплекса разноплановых факторов. К ним относятся протяженность перехода, наличие железнодорожных и автодорожных подъездов к нему с обеих сторон, перспектива удорожания строительства за счет дополнительных транспортных сооружений на подходных участках.

«При оценке учитывались также перспективы развития порта «Кавказ», железной дороги, угол пересечения с ходом морских судов, возможность направления транспортного потока в обход Керчи, — отметили в «Автодоре». – Кроме того, эксперты учли наличие особо охраняемых исторических объектов в зоне строительства, экологические и социально-политические аспекты, ледовую обстановку в зоне прохождения маршрута, а также наличие на его территории грязевых вулканов.

Тузлинский маршрут на 10-15 км короче остальных вариантов, но основным его достоинством является удаленность от района интенсивного судоходства и от существующей Керченской паромной переправы.

Кроме того, данный маршрут, в отличие от альтернатив, не потребует строительства обходной дороги вокруг Керчи».

Однако до сих пор остается неясным, был ли окончательно согласован конкретный вариант строительства моста.

Как сообщал ранее глава правления «Автодора» Сергей Кельбах,

всего госкомпания рассмотрела 74 версии перехода, включая комбинированные проекты совмещенного автомобильно-железнодорожного моста либо тоннеля. Кроме того, рассматривались варианты создания двух отдельных мостов.

При этом, по оценкам независимых экспертов, стоимость различных проектов строительства транспортного перехода через Керченский пролив колебалась от 283 млрд до 349 млрд руб. Строительство самого моста, без учета строительства подходов и иных расходов, оценивалось примерно в 150 млрд руб.

Большинство экспертов, включая представителей самого «Автодора», склоняются к тому, что будет выбран проект комбинированного моста (в нижней части разместятся железнодорожные пути, а над ними — автодорога). На реализацию этого варианта потребуется 283,19 млрд руб. Кроме того, эксперты рассматривали возможность параллельно пустить два моста – автомобильный и железнодорожный.

Окончательные работы по инженерным изысканиям и разработке технико-экономического и финансового обоснований, необходимые для заключения контракта на проектирование и строительство перехода, должны быть завершены до 1 октября 2014 года. Завершить строительство планируется в 2018 году. Сейчас добраться на полуостров с материковой части России можно либо через Украину, либо через пролив на пароме.