Анализ статистики показывает, что на большинстве магистралей аварийность из года в год остается относительно стабильной. То же самое можно сказать и об общей картине: за небольшим всплеском в 2012 году — 325 погибших и 917 раненых — последовал относительный спад в прошлом году — 229 погибших и 864 пострадавших.
Стоит отметить, что сейчас столичные власти проводят масштабную реконструкцию большинства вылетных магистралей, и после ее окончания картина может измениться. Впрочем, эксперты отмечают, что основной упор строители пока все же делают на борьбу с пробками, а не на повышение безопасности.
Самые опасные дороги Москвы
<2>Согласно статистике, самой опасной городской трассой является МКАД. Несмотря на наличие сплошного разделительного барьера, из года в год здесь гибнет больше всего людей. Причем число жертв остается практически неизменным: за последние четыре года на кольцевой ежегодно погибали от 91 (2010-й) до 96 (2013-й) человек. Кроме того, в авариях на МКАД ежегодно страдает около тысячи человек — от 758 в 2010 году до 917 в 2012-м.
Высокая аварийность на относительно современной трассе объясняется ее протяженностью и гигантским количеством автомобилей, которые пропускает МКАД.
Несмотря на то что кольцевая дорога редко используется пешеходами, гибнет их там значительно больше, чем на любой другой городской магистрали. В 2010–2012 годах количество жертв варьировалось от 23 до 28, а в прошлом году сократилось вдвое — до 13 погибших. Аналогичная тенденция наблюдается и с ранеными.
«Основная причина смертности на МКАД — это наезд на препятствие, — комментирует данные ГИБДД координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Кто-то в неудачном месте встал на обочине или сломался. Где-то начали ремонт, и идет резкое сужение дороги, и люди на большой скорости въезжают в это препятствие — такие «вторичные» ДТП там очень распространены. То есть основная проблема здесь, учитывая колоссальную интенсивность движения, — это то, что незначительное изменение дорожной ситуации приводит к очень большим последствиям. Думаю, многие попадали в глухие пробки не на один час из-за небольшой аварии, которая в час пик перекрывала несколько полос.
Примечательно, что на МКАД фиксируются даже аварии с выездом на встречную полосу. Это может произойти в местах, где проводятся ремонтные работы или когда после столкновения автомобиль просто перелетает через отбойник.
<3>По мнению экспертов, снизить количество аварий могло бы изменение скоростного режима. «Я согласен с теми, кто считает, что для разных полос там нужен разный скоростной режим, — считает Шкуматов. — Те, кто едут в двух левых полосах, для них нынешний максимум 100 км/ч — это, мягко говоря, немного, а для тех, кто едет справа, учитывая многочисленные опасные съезды, фуры, этот лимит, напротив, кажется слишком большим. Поэтому здесь бы очень помогла дифференциация скоростей в зависимости от расположения полос».
Одной из самых опасных дорог Москвы оказалось Варшавское шоссе. Ежегодно здесь происходит до 250 тяжких ДТП. В этих авариях гибнет в среднем около 20 человек, а еще порядка 300 получают различные травмы. При этом на некоторых участках этой трассы установлены разделительные отбойники, вокруг которых в последнее время развернулась жаркая дискуссия. Дошло до того, что в феврале этого года депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» попросил мэра Москвы Собянина не убирать отбойники.
Аналогичная дискуссия развернулась и вокруг разделительных заграждений на Каширском шоссе, тоже отнюдь не самом безопасном в Москве: ежегодно здесь гибнут около 10 человек. Противники отбойников считают, что из-за них машины скорой помощи не могут совершить разворот и вынуждены делать лишний крюк.
Кроме того, в лидерах аварийности оказалось Третье транспортное кольцо (ТТК). Ежегодно здесь гибнет чуть больше 20 человек, еще более 200 травмируются — цифры стабильные и меняются лишь в сторону увеличения.
Кроме того, стабильно высокий уровень смертности держится на Ленинградском шоссе. Только за последние два года там погибли 32 человека, а еще 212 получили ранения. И это несмотря на то, что на всем протяжении эта трасса оборудована разделительным заграждением.
Самые безопасные дороги Москвы
<1>Безоговорочным лидером с точки зрения безопасности является Звенигородское шоссе. За четыре года здесь погибли всего два человека, а число раненых составило 53 человека. В среднем на «звенигородке» происходит всего одна серьезная авария в месяц — во много раз меньше, чем на любой другой столичной магистрали.
Эксперты объясняют это просто: на всем протяжении трассы есть заградительные ограждения и почти отсутствуют наземные пешеходные переходы.
«Качество и состояние дороги, наличие необходимых элементов безопасности гораздо больше влияет на аварийность, чем попытка заставить водителей на зубок соблюдать ПДД, — отмечает Петр Шкуматов. — Можно сколько угодно писать многомиллиардные федеральные целевые программы по снижению смертности на дорогах, но основное влияние на аварийность оказывают качество самой трассы и уровень проектирования с точки зрения безопасности. Хочешь уменьшить смертность — сделай так, чтобы малые ошибки водителей приводили к малым последствиям».
В связи с этим он отмечает важность наличия отбойников. «Если есть разделительные заграждения, подземный или надземный пешеходный переход, смертность сразу падает просто радикально. Водители перестают вылетать на встречку, а пешеходы гибнуть под колесами. А у нас даже на многополосных скоростных трассах почти нигде нет отбойников. Вот почему на Звенигородском шоссе за четыре года погибли два человека, а на Волгоградском проспекте, который по протяженности не больше, почти 50? А ведь там и нарушают так же, и ездят одни и те же люди. В чем же дело? В том, как устроена сама трасса».
Среди остальных столичных магистралей, где аварийность относительно невысока, показатель смертности на дорогах довольно сильно варьируется из года в год.
<4>Между тем о серьезном влиянии отбойников на безопасность участников движения говорят и сами дорожники. Так, на днях глава ФКУ «Центравтомагистраль» Юрий Жирков заявил, что после установки барьерных заграждений на Дмитровском шоссе в Подмосковье количество пострадавших в ДТП за полгода сократилось в 15 раз, а погибших не было вовсе.
Аналогичные ограждения дорожники теперь планируют установить на трассе М5 «Урал» и на Ярославском шоссе. В то же время подмосковные дорожники отмечают и другую тенденцию: на отремонтированных участках дорог сразу возрастает средняя скорость, что влечет за собой рост аварийности.
В свою очередь Петр Шкуматов считает, что возросшая скорость движения далеко не всегда влечет за собой рост аварийности. «Есть хороший пример с трассой М4 «Дон». Там повысили скоростные лимиты, но кривая смертности на этой дороге пошла не вверх, а вниз, — отмечает он. — Потому что после реконструкции там теперь все спроектировано с учетом требований безопасности».