Лидер продаж в российском премиум-сегменте Mercedes-Benz окончательно определился с площадкой для организации локального производства. На закрытом совещании, которое прошло 16 июля, из списка претендентов была выбрана одна площадка, где будут собирать «Мерседесы» с российской пропиской. Об этом «Газете.Ru» сообщил высокопоставленный источник в Минпромторге. Победителя немцы держат в строжайшем секрете даже от самого министерства, в списке возможных претендентов фигурировало несколько вариантов, некоторые даже не назывались в СМИ.
С высокой долей вероятности локальное производство будет налажено в одном четырех городов: Москве (ЗИЛ), Калининграде («Автотор»), Набережных Челнах (КамАЗ) или Туле.
При этом вариант с Набережными Челнами (КамАЗ), где Mercedes уже наладил совместное производство грузовиков, выглядит наименее предпочтительным.
Еще раньше в списке претендентов называлась группа ГАЗ, мощности которой расположены в Нижнем Новгороде, однако серьезные обсуждения этого варианта так и не начались.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Mercedes-Benz, в качестве основных вариантов для размещения производства действительно рассматривались четыре локации, однако огласить финальное решение в пресс-службе категорически отказались. При этом
основными критериями при выборе площадки стали финансовая состоятельность партнера, доступность квалифицированной рабочей силы и коммуникаций, возможность организации надежной логистической цепочки для сбыта и локализации производства.
Тула
Одним из самых неожиданных вариантов, который, однако, действительно серьезно был изучен руководством Mercedes-Benz, – это предложение губернатора Тульской области Владимира Груздева открыть свое производство под Тулой. Успешный в прошлом бизнесмен, известный как основатель сети супермаркетов «Седьмой континент» и участник топ-500 миллиардеров по версии журнала «Финанс» ушел с головой в политику и решил поднимать экономику региона.
«Когда Груздев зашел в Тульскую область, то понял, что там нет вообще ничего. Он решил просто: бизнес-сообществу можно продать только одно – близость к Москве, — отметил источник «Газеты.Ru.»
— Он решил создать два больших промышленных парка и лично заняться приглашением инвесторов, компенсируя им федеральные льготы региональными. Плюс этого варианта для Mercedes-Benz в том, что инвестиции в пустой участок гораздо удобнее, чем в уже готовые индустриальные парки. В Туле немцы могут построить завод исключительно по своим технологиям и решениям, а не обустраиваться на чужих мощностях. Тем не менее Тула, скорее всего, остается в аутсайдерах».
Калининград, Татарстан или Москва
По информации источника «Газеты.Ru»,
руководство «Автотора» в Калининграде вовсе предложило Mercedes-Benz полностью купить компанию. Однако названная цена оказалась весьма высока.
«Руководство Mercedes-Benz должно было определить для себя, что им важнее в первую очередь: если им хочется иметь практически готовый кластер, используя который, можно было бы снабжать не только Россию, но и Восточную Европу, – это Калининград, — отметил источник в Минпромторге. —
Если важно участие хорошо знакомого партнера, то это КамАЗ, при этом можно надеяться на помощь со стороны Татарстана — ведь нынешний президент республики Рустам Минниханов известный лоббист. Или же им важнее формально находиться в Москве.
Однако, узнав о том, что ЗИЛ находится в городской черте, руководство компании, мягко говоря, удивилось.
Ведь они всегда яростно бьются за экологическую чистоту производства. А когда мэрия сообщила о том, что на бывших площадях завода в непосредственной близости будет создан жилой комплекс, это вызвало еще большее удивление со стороны Mercedes-Benz».
Как стало известно «Газете.Ru», в Минпромторге серьезно интересовались решением немецкого концерна, но не получили даже намека. При этом компания до последнего может не предавать гласности информацию об окончательном выборе партнера.
Между тем многие чиновники серьезно разволновались, узнав о том, что вскоре окончательно потеряют право ездить на «Мерседесах».
До запуска локального производства и доведения его уровня до необходимых показателей они смогут ездить только на тех Mercedes-Benz, которые уже находятся в автопарке.
Mercedes пока под запретом
Напомним, что в соответствии с соглашением о промышленной сборке между автопроизводителями и Минэкономразвития РФ работающие в России компании берут на себя обязательства достичь определенного уровня локализации к 2018 году. Согласно вступившему в силу постановлению правительства РФ об ограничении госзакупок иномарок, теперь право участвовать в гостендерах на поставки машин чиновникам имеют только предприятия, успевшие до этого подписать соглашение о промсборке. Речь идет о 34 автокомпаниях. Расширить список уже не получится из-за соответствующих требований ВТО.
В настоящий момент только Mercedes-Benz и Fiat Chrysler не успели подписать соглашение о промышленной сборке.
В приложении к постановлению содержатся требования, которым должны соответствовать товары, поставляемые для госнужд. В их числе — осуществление деятельности предприятия на территории России либо Белоруссии или Казахстана. При этом с 2014 года не менее пяти производственных операций должны вестись на территории этого предприятия. С 1 января 2015 года количество необходимых операций увеличится до шести, с 1 января 2016 года — до восьми,
а с 1 января 2017 года не менее десяти производственных операций должны вестись на локальном производстве компании.
В список обязательных к исполнению операций входят монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси или монтаж передней подвески, монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж электрооборудования, монтаж рулевого механизма, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска и сборка кузова.
Ранее в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея заявил, что на госзаказы приходится около 3% продаж.
«Если взять все наши продажи в целом, а на российском рынке мы продаем порядка 45 тыс. автомобилей, то на долю государственных заказчиков в России приходится не более 3%, — сказал Мадея.
— Конечно, обычно они покупают дорогие машины. Но эти заказы не определяют прибыльность нашей компании».
Кроме того, одной из основных преград на пути открытия местного производства в России Ян Мадея назвал недостаточно прозрачное и стабильное российское законодательство.