Сотрудники «АвтоВАЗа» до последнего держатся за свои рабочие места. Примерно из 60 тыс. человек, которые в настоящее время работают на предприятии, за текущий год под сокращения попадут 13 тыс. Такую задачу поставил руководитель тольяттинского автогиганта швед Бу Андерссон, сокращая издержки и выводя убыточное предприятие из кризиса.
В настоящее время общая численность сотрудников уже снижена на 5,1 тыс. человек. Профсоюзы добились того, чтобы людям, готовым уйти с завода добровольно, выплачивались от трех до пяти минимальных окладов труда. Несмотря на то что базовая ставка рабочих составляет около 7 тыс. руб., большинство из них даже не думают об увольнении. Работа в городе есть, но самым стабильным предприятием считается именно «АвтоВАЗ». Взявшие кредиты люди не рискуют уходить с завода, на котором проработали всю жизнь.
Называя «АвтоВАЗ» тольяттинским автогигантом, все масштабы этого эпитета понимаешь, только оказавшись на балконе 22-го этажа административного здания предприятия.
Раскинувшаяся панорама с цехами, трубами и сверкающими складами автомобилей создает впечатление, что это и есть настоящий город Тольятти, а кроме завода больше в нем ничего и нет. Оказавшись внутри цехов, сразу же отмечаешь столь любимую президентом предприятия чистоту. Выдраенный пол, сотрудники в опрятных синих халатах, в специальных зонах — много растений. Обстановка на заводе самая обычная, и большой разницы с аналогичными предприятиями нет — конвейер, роботы и рабочие. На конвейере трудятся женщины и мужчины разных возрастов, примерно поровну. Побродив по одному из цехов предприятия, заглядываю в туалет на первом этаже. Ведь именно с их приведения в порядок начал свою карьеру на «АвтоВАЗе» кризисный управленец Андерссон.
Относительную чистоту в довольно убогом по комфорту заведении омрачило отсутствие туалетной бумаги и унитазов как таковых.
Вместо этого в уборных зияли привычные всем россиянам, часто бывающим на вокзалах, дырки в полу. Если сейчас там стало лучше, то вариант «до» представить себе даже страшно. Отправляюсь на участок, где готовые автомобили проходят одну из финальных стадий контроля. Здесь довольно жарко и душно. Один за другим автомобили медленно продвигаются к выходу из завода. Здесь четкое разделение труда: женщины-контролеры проверяют готовые автомобили на предмет мелких дефектов, а мужчины-слесари, получив указания, исправляют их прямо на месте. Рабочие с радостью рассказывают о своих трудовых буднях, однако называть имена категорически не хотят.
— В мои обязанности входит проверка каждой машины, — рассказывает контролер, проработавшая на заводе уже 12 лет. — Я изучаю, нет ли в ней видимых дефектов. Можно сказать, что после нас машина идет прямо в магазин. Когда я получаю автомобиль, то записываю тип двигателя, его номер, пишу дату и начинаю осмотр. Если не нахожу дефектов, то принимаю автомобиль. А если вижу недостатки, то зову мастера-слесаря, который здесь же их и исправляет. В основном дефекты повторяются — вот, видите, отошла резиновая накладка на стекле, вот вмятины на кузове. Может отойти бампер. В этом автомобиле — сильный треск в двери, слышите?
Сквозь шум механизмов расслышать треск в двери «Лады» оказалось тяжелой задачей, пришлось поверить сотруднице на слово.
— Работа непростая, — продолжает женщина. — Всю восьмичасовую смену приходится проводить на ногах. Но есть перерыв 45 минут и еще десятиминутки, за которые тоже можно передохнуть. Сейчас у нас повысили план — за смену нашей бригаде из четырех человек надо проверить 410 автомобилей. Получается, что на каждого приходится по 100 машин.
Мой оклад – 7 тыс. руб., с премиями набирается 20 тыс. руб. Чтобы заработать лишние 1–2 тыс. руб., мы выходим на работу в выходные — тогда действует двойная ставка. Получается, что за месяц с переработками набегает 23–24 тыс. А так средняя зарплата по заводу — 15 тыс. руб.
— Многие из тех, что попали под сокращения, устроились на предприятия, которые поставляют запчасти для «АвтоВАЗа», об этом договорился Андерссон. — Но говорят, что зарплаты там небольшие — около 18 тыс. руб. Кто-то получает 30 тыс. руб., но это если есть переработки.
Предлагали уйти и на КамАЗ, но зарплата там еще меньше, чем на «АвтоВАЗе», а размещают при этом только в общежитиях, ни про какие квартиры для сотрудников речи и не шло.
У нас никто не захотел переезжать в другой город ради этого. Вообще в Тольятти полно рабочих мест — многие уволенные сотрудники пошли работать в магазины — так, женщины работают продавцами. Мужчины устроились на СТО, работают механиками.
О смене работы, по словам контролера, практически никто не задумывается — люди, которые взяли жилье в ипотеку или потребительские кредиты, держатся за небольшую, но стабильную зарплату.
— Люди держатся за зарплату. «АвтоВАЗ» — это стабильность и уверенность, — говорит она.
— У многих оформлена ипотека, им важно знать, что восьмого числа получка, а 23-го будет аванс. В городе на кассе сидеть тоже неохота, а здесь хоть копейки, но зато вовремя.
Я сама работаю на заводе уже 12 лет. Привыкла, куда деваться. Многие надеются, что снова будет введена трехсменка.Тогда зарплата побольше — на 1–2 тыс. руб. С 16 июня мы работаем в две смены, обещают, что это только на лето. Сейчас запустили Lada Kalina Cross, Datsun — может, нам поднимут зарплату, а то все обещают. Руководство говорит, что будут повышать требования к качеству, все-таки японский автомобиль, надеемся, что нам это как-то компенсируют.
<4> К разговору подключилась коллега контролера.
— Чтобы здесь хоть что-то заработать, нужно работать в выходные, — рассказывает собеседница. — Многие подрабатывают на стороне. С приходом Андерссона на заводе действительно повысили требования к чистоте, но мы и до этого жили не в грязи.
Еще одна улыбчивая женщина — маляр — проработала на «АвтоВАЗе» больше 20 лет. С набором кистей в руках она ловко красит болты и рассказывает, что действительно нашла свое призвание на заводе.
— Мне все здесь очень нравится. И Андерссон большой молодец, стало действительно лучше и чище. Еще бы зарплату накинул немного, а так выходит около 20 тыс. руб.
Он говорит, что всем нам нужно учить английский! Хочет заставить выучить язык всех сотрудников.
Не все от этого в восторге, но если бы на заводе организовали курсы, я бы пошла. Уходить с завода я не хочу — сидеть на кассе в каком-нибудь гигантском продуктовом магазине я не хочу, а других вариантов для женщин просто нет.
Стаж одного из мастеров, который исправляет дефекты в новеньких автомобилях, — около семи лет. Он также зарабатывает около 20 тыс. руб. в месяц с учетом премий, но о том, чтобы получить несколько окладов и уволиться, даже не думает.
«Зарплата не растет, все время только обещают, последний раз поднимали в прошлом году, — рассказывает мужчина. — Я уже и рад работать по выходным, чтобы заработать больше. На самом заводе действительно стало лучше — в помещениях сделали ремонт.
Как-то Андерссон стоял здесь и на него начало капать с крыши. Это поправили.
Очень нравится, что он по утрам ходит по заводу, смотрит, как мы работаем. Прошлое руководство не выходило из кабинетов, а новый президент интересуется, в каких условиях мы трудимся, задает вопросы. Сами мы, конечно, ничего у него не спрашиваем. А так он ходит везде, даже был в столовой — после этого там повесили телевизоры. Для тех, кто хочет уволиться, оборудован целый кабинет — людей там консультируют и отправляют в центр занятости».
В свою очередь Бу Андерссон рассказал «Газете.Ru», что качество выпускаемой продукции повысилось, а сотрудники завода стали более довольны.
«Я не могу сказать, что уже изменил многое в людях, — сказал Андерссон. — Но с моей командой мне удалось показать всю важность и необходимость уважения к людям.
Каждый день на площадках завода Тольятти работает 40 тыс. человек. Если сейчас вы придете к нам на завод, то увидите, что больше людей стали улыбаться.
В январе мы разбили завод на пять производств. У нас пять автосборочных производств и шесть производств, которые занимаются выпуском компонентов. Каждое из них возглавляет российский руководитель. Каждый день в 7 утра мы обсуждаем с ними три вещи: это качество, объемы и затраты. Я не знаю, что происходило в прошлом году, но «АвтоВАЗ» пообещал Nissan произвести 60 тыс. автомобилей, а в результате было произведено всего 20 тыс. Поэтому с гордостью могу сказать, что с нашей командой мы каждый день выпускаем те автомобили, которые нужны Nissan и Renault в тех объемах, которые им необходимы.
Мы – единственный завод в Восточной Европе, который выпускает ежедневно 2,3 тыс. автомобилей. Сейчас у нас меньше переработок, и мы улучшили изначальное качество на 25%».
По словам Андерссона, существующие мощности позволяют выпускать в Тольятти 1 млн автомобилей в год. Однако сейчас их выпускается около 600–650 тыс.
«Как поставщик Renault, Nissan и Datsun мы можем использовать возможности, чтобы загружать наши мощности и инвестировать в новые современные технологии, использовать лучшие имеющиеся в наличии системы качества и больше закупать у наших российских поставщиков. Я в этом бизнесе работаю всю свою жизнь. И я усвоил наверняка то, что объемы позволяют простить многие ошибки», — отметил Андерссон.