Российский авторынок по итогам продаж новых машин в июне опустился с третьего на четвертое место в рейтинге европейских стран по объемам реализации. В таком положении авторынок России не был с марта 2011 года.
Тем временем в большинстве европейских стран продажи автомобилей неуклонно растут на протяжении последних десяти месяцев. Согласно подсчетам продаж национальных ассоциаций автопроизводителей стран Европы, которые приводит «Автостат»,
лидером по объемам продаж в июне по-прежнему остается Германия.
При этом немецкий авторынок сократился в прошлом месяце на 1,9% по сравнению с июнем 2013 года: было реализовано 277,5 тыс. новых легковых автомобилей. Сокращение ведущего европейского авторынка в июне произошло по причине большого количества выходных дней — немцы отмечали праздник Троицы, который выпал в этом году на июнь, отмечают в Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA).
Великобритания, которая вышла на второе место в «европейском рейтинге» в начале года, продолжает уверенно удерживать свою позицию. В июне в Британии объем рынка составил более 228 тыс. проданных машин, что на 6,2% превышает аналогичный период прошлого года. Эксперты Британского общества автопроизводителей и автодилеров (SMMT) отмечают, что в целом британский авторынок растет в этом году быстрее, чем прогнозировали аналитики.
Тем не менее после рекордно высокого результата продаж в марте темпы роста местного авторынка стабилизировались на уровне прогнозов.
С третьего места рейтинга Россию потеснила Франция, где в июне было продано более 196 тыс. новых автомобилей — это на 3,2% больше, чем было реализовано за этот же месяц прошлого года.
Италия остается пока на пятой позиции с результатом 127,5 тыс. проданных автомобилей. Рост итальянского авторынка в прошлом месяце составил 3,8% в сравнении с июнем 2013 года. По словам представителей Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), растущие продажи новых машин обусловлены в основном эффектом «низкой базы» — в июне 2013 года итальянский авторынок обвалился до уровня 1978 года.
Стоит отметить, что во многом за счет стимулирующей программы по субсидированию покупки новых экономичных автомобилей авторынок Испании демонстрирует уверенный рост уже десятый месяц подряд: в июне рынок увеличился до 23,9%, достигнув отметки более чем 90 тыс. реализованных автомобилей.
Таким образом, автомобильный рынок в Европе продолжает восстанавливаться после продолжительного падения. Индекс потребительского доверия в еврозоне растет: в мае и июне он достигал самого высокого уровня с октября 2007 года. Представители крупнейших автопроизводителей прогнозируют, что в 2014 году продажи вырастут еще на 2–3%. По мнению европейских экспертов, после шести лет снижения продаж автомобилей в Европе накопился значительный отложенный спрос, который должен стимулировать увеличение объема продаж в ближайшие два года.
Российский же рынок упал в июне на 17% в сравнении с этим же периодом 2013 года. За прошлый месяц объем российского рынка составил около 187 тыс. единиц, если не брать в расчет сегмент LCV. По результатам за полгода сокращение объемов продаж составило уже более 7%. В прошлом месяце темп снижения продаж ускорился.
Эксперты считают, что отрицательная динамика рынка пока будет продолжаться и шансов вернуть третье место в рейтинге в этом году у России нет.
Напомним, что последнее перемещение России в рейтинге европейских стран по продажам новых автомобилей произошло по итогам января этого года. На тот момент аналитики предрекали возвращение России с третьей на вторую позицию в ближайшее время.
По мнению управляющего партнера EURussia Ивана Бончева, европейские авторынки уже почти достигли своих пределов.
«Отложенного спроса, который, по словам европейских аналитиков, будет способствовать росту продаж еще как минимум два года, хватит максимум на год — это видно по текущим результатам, — рассказал «Газете.Ru» Бончев. — При этом в России рынок куда менее насыщен и имеет хорошие шансы для восстановления при улучшении макроэкономических показателей».
«Текущее положение России в «европейском рейтинге» в этом году, скорее всего, сохранится», — заключил эксперт.
По словам председателя комитета Ассоциации европейского бизнеса Йорга Шрайбера, многие участники российского рынка уверены, что падение продаж будет продолжаться в этом году.
«Автомобильный рынок продолжает движение вниз с увеличенной скоростью. По сравнению с 2013 годом продажи в июне просели на 17,3%, приведя к падению продаж во втором квартале в целом на 12,4%, — прокомментировал итоги прошлого месяца Шрайбер. — Согласно мнению компаний — участников Комитета автопроизводителей, ослабление рынка еще не закончилось. Продажи во второй половине года будут на уровне 1,2 млн единиц, что эквивалентно понижению на 16% по сравнению с тем же периодом 2013 года».