Автолюбители, лишенные водительских прав, могут получить шанс на их досрочный возврат. Законопроект, который предусматривает условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, был зарегистрирован в Госдуме. Автором инициативы выступил член Совета Федерации Владимир Федоров.
Согласно тексту документа, в случае лишения прав за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии водительское удостоверение автолюбитель сможет получить досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления с учетом примерного поведения он не нуждается в дальнейшем лишении прав.
Отметим, что, согласно ст. 12.8 КоАП РФ, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения подразумевает штраф в размере 30 тыс. руб. и лишение прав на срок от полутора до двух лет.
Условно-досрочное освобождение и возврат водительских прав будут возможны по истечении половины срока назначенного наказания. Суд будет рассматривать вопрос об УДО по ходатайству общественной организации или трудового коллектива, в котором состоит лишенный прав водитель.
«В российском законодательстве существует институт условно-досрочного освобождения, позволяющий осужденным по ряду уголовных преступлений выйти на свободу досрочно, — говорится в тексте пояснительной записки к законопроекту. — В то же время за менее тяжкие с точки зрения общественности преступления — административные правонарушения — такая возможность отсутствует».
Автор инициативы отмечает, что такая практика существовала в Советском Союзе: ст. 297 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривала сокращение срока лишения права на управление транспортным средством при «добросовестном отношении к труду и примерном поведении» водителя.
По мнению сенатора Федорова, такое изменение в Кодексе РФ об административных правонарушениях «послужит ощутимым стимулом законопослушного поведения гражданина».
Также законопроект предусматривает пересдачу водителями экзаменов, в случае если они были лишены прав на срок более одного года. «Навыки вождения и знание ПДД при лишении прав на срок от трех месяцев до одного года не утрачиваются», — считает Федоров.
Автор инициативы полагает, что такое изменение существующего закона «позволит снизить нагрузку на экзаменационные подразделения Госавтоинспекции и повысить качество обслуживания населения».
«В стране ежегодно лишается прав на управление транспортными средствами около 1 млн человек. В то же время ежегодно в ГИБДД сдают экзамены на получение водительского удостоверения более 2 млн человек, без учета тех, кто сдает экзамены не в первый раз», — приводит статистику сенатор.
Депутат Госдумы РФ и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков считает, что на данном этапе нельзя точно сказать, как подобный законопроект будет воспринят обществом и экспертами.
«Пока сложно сказать, будет ли инициатива рекомендована комитетом Госдумы или нет. Но эту идею мы неоднократно обсуждали раньше с Федоровым, и в теории это хорошая идея, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — У нас есть УДО для осужденных по уголовным делам, а вот по административным — нет, и это несправедливо».
Конечно, множество автомобилистов будут обеими руками «за» такое изменение в законе, но, с другой стороны, общество может воспринять это как послабление борьбы с пьяными водителями».
«При этом надо понимать, что случаи, когда водителя лишают прав за езду в состоянии алкогольного опьянения, бывают разные. К примеру, поймали где-то в поле парня на мотоцикле или человеку стало плохо, и других вариантов, кроме как садиться за руль и везти его в больницу, нет, — приводит пример Лысаков. — В таких случаях, конечно, судьи должны в ситуации вникать, но в 99,9% случаев лишают водителя прав, не разбираясь во всех деталях».
«Нужно посмотреть на предложенный в законопроекте механизм, который будет использоваться для подтверждения законопослушности водителя. Надо понимать, как будет выглядеть ходатайство об УДО.
Ведь если «лишенец» работает в частной фирме, ему там могут дать какие угодно рекомендации», — рассуждает депутат.
Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин инициативу не поддерживает. По его мнению, она направлена исключительно на создание условий для развития коррупции.
«Дело в том, что широкое применение камер видеофиксации нарушений и передача полномочий проведения техосмотра страховым компаниям подорвали благосостояние сотрудников Госавтоиснпекции, — пояснил «Газете.Ru» свою позицию Похмелкин.
— Соответственно, у ГИБДД есть желание подзаработать, потому и предлагаются такие экзотические законопроекты».
Похмелкин уверен, что никаких объективных критериев для определения того, что человек исправился, найти нельзя.
«Предлагается предоставлять справки с места работы. А если водитель безработный? А если он пенсионер? Где он возьмет справку? — говорит эксперт. — Кроме того, лишают прав ведь не только за пьянку, но и, скажем, за выезд на полосу встречного движения. И как тут доказать, что ты исправился? На Библии поклясться?
«Давайте лучше подумаем о том, чтобы вообще отменить такую меру наказания, как лишение права управления транспортным средством,
— обращается к законотворцам эксперт. — Мы видим, что это не работает: водители все равно часто лишаются прав повторно. Лишение можно заменить крупным штрафом, и такую меру, как административный арест, не надо убирать, это эффективное наказание».