Крым на время станет «серым»

Иностранные автопроизводители до сих пор не начали поставки в Крым

Большинство иностранных автопроизводителей до сих пор не могут решить, продавать ли свою продукцию в Крыму. Ни одна компания пока официально не запрещала ввозить машины на полуостров. Однако, несмотря на просьбу Минэкономразвития наладить поставки автомобилей в Крым, основные игроки рынка предпочитают с этим не спешить. Эксперты полагают, что крымчанам придется приобретать новые машины у неофициальных дилеров.

С тех пор как Крым стал частью российской территории, продажи машин украинскими автомобильными компаниями на полуострове были полностью остановлены. Некоторые их дилерские центры продолжили работать, предоставляя гарантийную поддержку, ремонтные услуги и продавая запчасти, но приобрести нового «железного коня» в Крыму стало практически невозможно.

После того как украинские импортеры прекратили поставки местным дилерам, Министерство экономического развития РФ разослало письмо автопроизводителям, в котором попросило их организовать ввоз своей продукции в регион. Но прошло уже полтора месяца, а большинство автокомпаний, судя по всему, так и не определились со своими планами.

Так, в пресс-службе «Тойота Мотор Рус» «Газете.Ru» сообщили, что в настоящий момент ее дилеры в Крыму находятся в зоне компетенции европейского и украинского подразделений компании.

Представитель бренда Volkswagen в России не ответил на вопрос издания.

В компании KIA Motor Rus, которая, по словам представителей Минэкономразвития, одной из первых откликнулась на просьбу начать поставки машин в Крым, не смогли подтвердить «Газете.Ru» информацию о том, что работа с этим регионом сейчас ведется.

В пресс-службе «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» нам рассказали, что в настоящий момент внимательно следят за ситуацией в Крыму и рассматривают потенциальные возможности деятельности на данной территории.

Не торопятся продавать машины на полуострове и российские производители. Так, «АвтоВАЗ» прекратил поставки автомобилей на Украину, в том числе и в Крым, в начале 2014 года. О планах в отношении российского Крыма в пресс-службе Волжского автозавода пока не сообщают.

Единственной из опрошенных «Газетой.Ru» компаний, которая пришла в присоединенный регион, стала Geely Motors LLC – российский дистрибьютор китайского бренда.

«В июне мы открыли три дилерских центра — один в Симферополе и два в Севастополе, — сообщили в пресс-службе компании. — Дилерские центры украинского подразделения компании были перепрофилированы. В этом месяце начнутся первые поставки. Мы надеемся на то, что вскоре сможем выйти на тот уровень продаж, который был в 2013 году».

Кроме того, о готовности инвестировать в автобизнес Крыма около 90 млн руб. заявляла ранее компания «Фаворит-Моторс», которая продает в России автомобили марок Kia, Ford, Opel, Chevrolet, SEAT, Volvo, Skoda, Peugeot, Citroen, SsangYong.

Ранее некоторые украинские эксперты высказывали мнение, что мировые автопроизводители вообще намерены запретить ввозить свои автомобили на полуостров. Речь шла о запрете, который бы распространился на российских дистрибьюторов зарубежных автопроизводителей.

Однако ни одна автомобильная компания до сих пор официально не заявляла о том, что не станет осуществлять поставки в Крым.

Некоторые украинские эксперты полагают, что в сложившейся ситуации стоит ожидать бурного развития в регионе «серого» авторынка. Так, в интервью одному из украинских СМИ владелец крупнейшего автоконцерна страны – «УкрАВТО» — Тариэл Васадзе рассказал, что поставлять автомобили из России официальные импортеры пока не могут, поскольку Крым является непризнанной территорией. По словам предпринимателя, сейчас там будет активно развиваться «серый» рынок, а российские импортеры и украинские производители смогут начать продавать автомобили на полуострове только тогда, когда станет понятно правовое поле для ведения бизнеса.

«Основная масса дилерских центров в Крыму со временем будут перепрофилированы, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением управляющий партнер EURussia Иван Бончев. — Однако сейчас многие зарубежные автокомпании довольно осторожно относятся к тому, чтобы начать продавать там свою продукцию.

Рынок этого региона не такой уж большой, поэтому основные игроки предпочитают пока не предпринимать никаких шагов.

Рынок «серых» автомобилей действительно будет процветать в Крыму, учитывая эти обстоятельства».

Аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов полагает, что российские дистрибьюторы со временем найдут возможность поставлять свои машины на полуостров.

«Потенциальный спрос на новые автомобили в Крыму есть. Сейчас никто не спешит с поставками из-за политической ситуации, но такая ситуация вряд ли продлится долго», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.

По оценкам аналитического агентства «Автостат», объем рынка в регионе может в будущем составить 25 тыс. новых легковых автомобилей в год. Такой объем рынка был зафиксирован в Крыму в 2008-м, до наступления кризиса.

По итогам 2013 года лидером продаж в Крыму стала марка Geely — ее доля рынка составила 9,6%. На втором месте по объему продаж в прошлом году был Nissan (7,1%). На третьем и четвертом местах с 6,6% рынка находились Hyundai и KIA. Был в пятерке лидеров и ZAZ (6,3%), который теперь автомобили в Крым не поставляет. Компания Toyota по итогам 2013 года также имела 6,3% от авторынка в регионе. Десятку замыкали бренды Renault (6,2%), Ford (5,5%), Skoda (4,7%) и Volkswagen (4,1%).

Таким образом, десятка лидеров обеспечивает более 80% объема крымского рынка. На данный момент статистика продаж автомобилей на полуострове не ведется.