ОСАГО подогнали под автомобилистов

Выплаты по страховым случаям увеличат до 400 тыс. рублей

Даниил Ломакин, Алина Распопова
Выплаты по страховым случаям увеличатся до 400 тыс. рублей. Отказывающих в продаже полисов страховщиков будут наказывать штрафами. А о желании идти в суд придется заранее информировать свою страховую компанию. Такие нововведения ждут автомобилистов благодаря одобренному Госдумой во втором чтении блоку поправок к закону об ОСАГО.

Госдума приняла во втором чтении поправки к закону об ОСАГО, согласованные комитетом по финансовому рынку. Согласно одной из принятых поправок, лимит выплат по ущербу имуществу в ДТП с 1 октября этого года будет увеличен с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. руб. С 1 апреля 2015 года до 500 тыс. руб. увеличатся и выплаты по ущербу жизни и здоровью. Сейчас максимальная сумма составляет 160 тыс. руб. Изменится и порог учета износа деталей — с 80 до 50%.

Порядок возмещения убытков

Согласно одобренным Госдумой поправкам, автовладелец, пострадавший в ДТП, сможет выбирать способ возмещения вреда: в денежной форме или направлением на ремонт. Отвечать за продолжительность ремонтных работ будут страховые компании.

Кроме того, поправками к закону изменяется и система прямого возмещения убытков. Так, автовладелец будет обращаться за выплатами только в свою страховую компанию. Таким образом, из закона исключается возможность страхователя обращаться в компанию, страховавшую ответственность виновника ДТП. Законодатели считают, что ничего, кроме затяжек времени выплаты по страховке, это право потребителю не дает.

Штрафы в случае затягивания выплат за навязывание дополнительных продуктов

В случае затягивания страховых выплат штраф для компаний предложено увеличить с 0,1 до 1% от суммы возмещения за каждый просроченный день. Кроме того, в случае отказа в продаже полиса ОСАГО при наличии у страховой компании лицензии государство будет штрафовать должностных лиц, отказавших в продаже страховки или навязывавших дополнительные услугу, на 50 тыс. руб.

Европротокол

Также будет увеличен, согласно одобренным поправкам, и лимит выплат по Европротоколу. Так, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области максимальный размер выплаты в случае оформления ДТП по Европротоколу будет также составлять 400 тыс. руб. Пострадавший при ДТП должен будет предъявить материалы с видеофиксаторов обоих автомобилей. Для других регионов максимальная сумма выплаты составит 50 тыс. руб.

Стоимость страховки

Поправки предполагают также введение тарифного коридора с той целью, чтобы компании могли вести конкуренцию, снижая стоимость полисов ОСАГО. На сколько увеличится в результате стоимость страхового полиса, пока неизвестно. Как сообщили «Газете.Ru» в Российском союзе страховщиков (РСА), тарифы должны подняться на 24,23%.

Те поправки, которые профильный комитет отверг, не поддержали и депутаты. Так, законодателями была отклонена норма, согласно которой страховщикам пришлось бы выплачивать клиентам деньги по всем действующим полисам ОСАГО исходя из новых лимитов.

Кроме того, из проекта поправок убрали норму, которая позволяла автовладельцам разъехаться в случае ДТП без вызова сотрудников Госавтоинспекции даже в том случае, если у водителей имеются разногласия относительно обстоятельств аварии.

Также в числе принятых Госдумой поправок — сокращение срока досудебного урегулирования споров между страховщиком и страхователем с 30 до 25 дней.

«Мирное разбирательство претензий между страховщиком и страхователем без вмешательства суда включает рассмотрение страхового случая, проведение экспертиз и выплат возмещения, — рассказали «Газете.Ru» в РСА. — На само досудебное урегулирование остается пять дней. Это очень серьезная проблема: за пять дней страховщики физически не будут успевать обрабатывать страховые случаи. Риск в том, что тут открывается поле для мошенников и автоюристов, которые предлагают автовладельцам наличные в обмен на переуступку права требования по страховке. Многие соглашаются, «автоюристы» идут в суды, отсуживают в разы превышающие причиненный ущерб суммы, страховщики терпят убытки, а выигранные «автоюристами» суммы не доходят до пострадавших».

Напомним, что поправки к закону об ОСАГО были зарегистрированы Госдумой в декабре 2012 года. В первом чтении они были приняты в апреле 2013 года. Ко второму чтению поправки готовились более года. Рассмотрение проекта поправок к закону об ОСАГО в третьем чтении назначено на 4 июля.

Президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин пояснил «Газете.Ru», что созданная в будущем Единая методика оценки ущерба позволит минимизировать количество спорных ситуаций и судов.

«Сколько экспертов, столько мнений. Один эксперт может считать, что ремонт стоит 1 тыс. руб., а другой — 10 тыс. руб. Благодаря единой методике все будут считать одинаково», — заявил Бунин.

Еще одно нововведение, которое позволит уйти от большого количества судов, — досудебная система урегулирования убытков.

«Если страхователь не доволен, он должен обратиться в страховую компанию за тем, чтобы урегулировать убыток. В настоящее время 25% убытков регулируется без участия страховых компаний — застрахованный потерпевший идет прямо в суд, а не обращается в страховую компанию. Это совершенно ненормально. Если страхователь недоволен, он должен будет проинформировать страховую компанию. Ее сотрудники попробуют договориться с клиентом и решить проблему, и только если этого не удалось, можно обращаться в суд», — полагает Бунин.

Эксперт уверен, что увеличение лимита выплат по Европротоколу поможет большему количеству автомобилистов оформлять ДТП без ожидания прибытия сотрудников ДПС.

«По нашим данным, 8–9% случаев оформляется без сотрудников ДПС. Это немало. Но мы уверены, что после увеличения лимита водители будут делать это чаще. Люди перестанут опасаться, что им не хватит денег на страховую выплату», — считает Бунин.

Отметим, что абсолютная ясность по базовым тарифам ОСАГО наступит к 1 октября. Тогда тарифы будут увеличены минимум на 24%. С 2016 года Центробанк (ЦБ) РФ сможет корректировать тарифы раз в год.

Напомним, что недавно ЦБ РФ выпустил разъяснения и подробные инструкции для автовладельцев, которые недовольны работой своей страховой компании. Теперь по основным проблемным ситуациям существует подробное руководство к действию, которое поможет автомобилисту отстоять свои права, не переплачивать за дополнительные услуги и требовать от страховой компании полагающиеся выплаты.

По мнению главы «Ассоциации защиты страхователей» Николая Тюрникова практически все принятые поправки имеют две стороны медали.
«Для автомобилистов самой важной из принятых поправок стало повышение лимита выплат в случае ДТП, рассказал «Газете.Ru» Тюрников. - При этом страховщики все-таки добились того, что тарифы на ОСАГО будут увеличены – стоимость страховки существенно возрастет. При этом оснований для повышения тарифов у страховых компаний на самом деле нет».

«Увеличение лимита выплат по Европротоколу – нужная поправка, считает Тюрников. – В теории это может существенно снизить заторы на дорогах – водители не будут по несколько часов ожидать инспектора ГИБДД, перекрывая движение. Но для автовладельцев оформление ДТП таким способом остается довольно сложной задачей. Это только называется «Европротокол», но на самом деле он с каким-то русским подтекстом».

С возмещением ущерба автовладельцам в виде ремонта, по мнению эксперта, ситуация также неоднозначная. «Страховая компания может иметь договор с каким-нибудь сервисом, который находится за 100 км от места проживания автовладельца, - поясняет Тюрников. - Кроме того, автомобилисты все равно должны будут доплачивать за новые детали. Есть и проблема с некачественным ремонтом, в случае которого автовладелец вынужден будет разбираться с сервисом сам, хотя договор с ремонтиками заключает страховая компания».