Чтобы спасти от транспортного коллапса ситуацию на Керченской переправе, где в очередях ежедневно простаивает несколько сотен автомобилей, в середине июля начнет работать дополнительный грузопассажирский паром большой вместимости «Дориус». Он был построен в Великобритании в 1989 году и ранее ходил в водах Греции. Такое решение приняла Единая транспортная дирекция (ЕТД) вскоре после того, как Россия и Крым оказались отрезаны друг от друга на два дня из-за сильного волнения моря в Керченском проливе. Тогда в очередях на паромы скопились более 1500 машин.
Действующая паромная переправа — единственная связующая нить между полуостровом и остальной частью страны. В настоящее время после ЧП Керченская переправа работает в штатном режиме и ходят все четыре парома. Это «Ейск», «Николай Аксененко», «Керченский-2» и «Ионас».
Однако очереди из желающих попасть в Крым и вернуться обратно не иссякают. Так, в порту Кавказ своей очереди на паром в понедельник ожидают порядка 560 автомобилей, в порту Крым — около 250 машин.
«За последние сутки действующие паромы совершили около 32 круговых рейсов. Паром «Ионас» совершил три рейса, доставив 548 машин и 16 автобусов. За предыдущие сутки перевезено 2174 пассажира по «единому билету», — говорится в сообщении ЕТД, опубликованном в понедельник.
Отметим, что за сутки действующие паромы выполняют до 40 рейсов, что позволяет перевозить в среднем 11–12 тыс. пассажиров и порядка 3,5 тыс. единиц транспортных средств.
«Введение дополнительного парома «Дориус» позволит за курортный сезон с июня по октябрь перевезти порядка 2 млн пассажиров в обе стороны.
Последнюю реконструкцию судно прошло в 2012 году. Его пассажирская вместимость составляет более 600 человек летом и около 450 зимой. Для легкового транспорта предусмотрены две палубы. Нижняя вмещает до 104 машин, верхняя — до 65. Общая длина судна составляет 93,8 метра, ширина — 15 метров. Данное судно полностью идентично парому «Ионас», с которым они будут работать в паре», — отметили в Единой транспортной дирекции.
Напомним, что с 5 июня в связи с началом курортного сезона работа паромной переправы порт Кавказ — порт Крым переориентирована исключительно под пассажирские перевозки.
С одной стороны, это улучшило ситуацию для туристов. Но с другой — под удар попали дальнобойщики. Ведь теперь весь грузовой транспорт, водители которого не хотят ехать через территорию Украины, может попасть на полуостров только одним способом — на судне «Посейдон Экспресс», которое курсирует из Новороссийска в Феодосию. Из-за низкой пропускной способности новой переправы в Новороссийске стабильно держится гигантская очередь из большегрузов, пытающихся попасть на паром. Кроме грузовых фур на паром проскальзывают и многочисленные легковушки туристов. И появление дополнительного парома на переправе порт Кавказ — порт Крым вряд ли заставит их изменить запланированный маршрут.
По мнению председателя Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерия Войтко, разгрузить ситуацию на Керченской переправе сможет только строительство моста, а запуск нового парома значительно ситуацию не улучшит.
Кроме того, эксперт уверен, что многие туристы, узнав о дополнительном пароме в порту Кавказ, все равно будут пользоваться переправой из Новороссийска в Феодосию.
«Многие туристы едут из Западной Сибири, Урала, и они не захотят тратить несколько лишних часов на дорогу и остановятся там, где ближе — в Новороссийске, — говорит Войтко. — Они доедут до переправы, и, даже стоя в пробке, семья сможет передохнуть после долгой дороги».
Как сообщили «Газете.Ru» туристы, путешествующие в Крым из Москвы на нескольких пикапах, их ожидание своей очереди на паром порт Кавказ — порт Крым составило около семи часов.
«Все организовано очень хорошо, чисто, работают туалеты и продают хорошую еду, правда, очень дорого, — сообщили туристы из Крыма. — Организовать переправу помогают местные сотрудники полиции. Все культурно стоят в очереди, пропускают инвалидов и семьи с маленькими детьми. Однако многие не выдерживают и уезжают в Анапу».
При этом в ЕТД призывают ехать в Крым исключительно общественным транспортом.
«Керченская переправа работает на максимальных мощностях, — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе ЕТД. — И в летний сезон всегда была проблемным местом, даже в прошлом году и позапрошлом годы, когда была открыта граница Украина — Россия. Поток транспорта вырос в пять раз по сравнению с прошлым годом. Погодные условия, также существенно влияют на пропускную способность».
В настоящее время альтернативных способов попасть в Крым у автомобилистов фактически не осталось.
Для въезда на полуостров через Украину нужно сделать большой крюк. К тому же из-за политической и военной обстановки движение через юго-восток страны небезопасно, а то и вовсе невозможно: пограничники Украины не пускают в страну почти всех мужчин. Кроме того, блокпосты действуют и на обеих дорогах непосредственно при въезде на полуостров.
Необходимость в переправе должна отпасть после строительства моста через Керченский пролив. Ожидается, что строительные работы могут начаться уже в конце этого года и завершатся в течение трех лет.