Госзакупки авторынку не помогут

Государство может поддержать российский автопром госзакупками на 2,6 млрд рублей

Правительство до конца года готово выделить на поддержку отечественного автопрома 2,6 млрд руб. Чиновники уверены, что, закупив на эти деньги автомобили для медиков и МВД, можно частично сдержать падение российского авторынка. При этом дилеры не считают, что такая мера сможет существенно повлиять на сокращающийся авторынок, и настойчиво продолжают просить государство вернуть программу льготного автокредитования.

В целях поддержки российского автопрома государство может закупить в 2014 году легкие коммерческие автомобили (LCV) на сумму 2,6 млрд руб. Такая сумма может быть потрачена до конца текущего года на целевую закупку машин для МВД и Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

По его словам, эта сумма на поддержание автопрома предусмотрена в поправках к федеральному бюджету на 2014 год – сейчас законопроект о его корректировке находится в Госдуме, после чего будет направлен на подпись президенту РФ.

Бюджетные средства на покупку автомобилей могут быть разделены между двумя ведомствами следующим образом: 2,3 млрд руб. получит МВД и 300 млн – ФМБА.

Кроме того, Мантуров напомнил, что государство будет поддерживать развитие направления газомоторного топлива, закупая муниципальный транспорт, сокращение продаж которого, по оценкам экспертов, достигло на данный момент 20%.

Чиновники полагают, что эти способы господдержки нивелируют сокращение авторынка, продолжающееся с начала этого года.

Тем временем российские автодилеры в четверг вновь попросили государство обратить внимание на проблемы рынка легковых автомобилей и выделить деньги на возобновление госпрограммы льготного кредитования. С соответствующим письмом в очередной раз в Минпромторг обратилась ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Письмо организации имеется в распоряжении редакции «Газеты.Ru».

Председатель РОАД Андрей Петренко отмечает в письме, что в мае объем продаж новых автомобилей в России сократился на 12% в сравнении с этим же месяцем прошлого года. «Общее падение за первые пять месяцев 2014 года составило 6%.

По отдельным брендам ситуация близка к катастрофической: продажи Ford сократились в мае на 56%, а Citroen – на 40%», – говорится в тексте письма.

Кроме того, в обращении к Минпромторгу Петренко отмечает, что, согласно прогнозам самих чиновников, объем реализации автомобилей в 2014 году может сократиться на 5,5%. «Если умножить потенциально не проданное количество автомобилей на среднюю стоимость машины в России, то получится сумма 160 млрд руб.», – считает Петренко.

«В связи с этим, – продолжают в РОАД, – возобновление госсубсидирования автокредитования по аналогии с программой 2013 года выглядит логичной мерой, зарекомендовавшей себя в качестве эффективного инструмента поддержки автомобильной отрасли».

Чтобы снизить риски государства, ассоциация автодилеров предлагает расширить ценовой коридор на приобретаемые по госпрограмме автомобили до 1 млн руб., ужесточить требования к заемщикам и стимулировать участие производителей в программе.

В пресс-службе РОАД «Газете.Ru» заявили, что пока будут придерживаться той же позиции, что выражена в письме: настойчиво просить государство возобновить программу. «По крайней мере, до тех пор, пока не станут ясны детали обсуждаемых сейчас поправок в бюджет, – пояснили в РОАД. – Надо понимать, что поддержка только сектора легковых коммерческих автомобилей не исправит кризисную ситуацию на авторынке: коммерческие машины – это совсем небольшой сегмент рынка. У многих компаний вообще нет в модельных линейках LCV».

При этом сами автодилеры считают, что связывать заявление главы Минпромтога с возможностью возобновления программы госсубсидирования не стоит.

Как рассказала «Газете.Ru» директор дилерского центра Mitsubishi «Рольф Юг» Светлана Виноградова, программа льготного автокредитования, которая существовала ранее, была направлена на поддержку легкового сегмента рынка в частных продажах и распространялась на любого официального дилера.

«Если речь в законопроекте идет о закупке автомобилей для полиции, то это госзакупка, и прибыль получит только компания, выигравшая конкурс, – говорит Виноградова. – Автомобили для скорой помощи – это также госзаказ. Кроме того, их в основном продают только компании, которые специализируются на изменении типа транспортного средства с комплектованием всем необходимым оборудованием.

Поэтому не стоит связывать новое письмо РОАД с заявлением Мантурова, которое не имеет никакого отношения ни к автобизнесу, ни к авторынку».

Напомним, что программа льготного автокредитования действовала в России с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года. Первоначально ее планировалось проводить до конца 2014 года, однако затем сроки сначала сдвинулись на июнь, а затем на апрель 2014 года. В итоге деньги, выделенные на программу, закончились еще раньше и в правительстве решили ее приостановить, тем более что нескольких месяцев ее действия хватило для того, чтобы заметно оживить авторынок.

Программа льготного кредитования распространялась на покупку физлицами новых машин стоимостью до 750 тыс. руб. Покупатель должен был внести предоплату за автомобиль в размере не менее 15% его стоимости, а срок кредита не должен был превышать 36 месяцев.

В нынешнем году дилеры несколько раз обращались с просьбой к правительству возобновить программу. В свою очередь в Минпромторге ранее заявляли, что на новые многомиллиардные льготы на поддержку рынка в правительстве нет денег. Позже чиновники правительства все-таки допустили возможность возвращения госпрограммы – это будет зависеть от состояния рынка в течение года.