«Наша задача – нагнать страху»

Таксистов-нелегалов будут штрафовать на 30 тыс. рублей и лишать водительских прав

Алина Распопова, Анатолий Караваев
Госдума уже в ближайшее время готова поддержать базовый законопроект о такси, направленный против нелегальных перевозчиков. Их будут штрафовать на 30 тыс. руб., а при повторном нарушении еще и лишать водительских прав на полгода. В то же время поправки предусматривают снижение штрафов по отношению к легальным перевозчикам. По мнению авторов документа — депутатов-единороссов, это поможет навести порядок на рынке таксомоторных услуг.

Водителей, которые регулярно занимаются нелегальным частным извозом, скоро будут штрафовать на 30 тыс. руб., а возможно, и лишать прав на срок до полугода. Соответствующий законопроект в понедельник поддержал профильный комитет Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству. Уже до конца недели документ, скорее всего, будет принят парламентом в первом чтении.

Авторами инициативы выступили единороссы Вячеслав Лысаков и Евгений Москвичев. Помимо прочего они предложили внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) новую статью «Осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортным средством без соответствующего разрешения».

За нелегальный извоз законодатели намерены ввести штраф для водителя в размере 30 тыс. руб. При повторном нарушении штраф составит также 30 тыс. руб., однако при этом водитель лишится права управления транспортным средством на срок от трех до шести месяцев.

Как рассказал «Газете.Ru» лидер партии «Автомобильная Россия» депутат Лысаков, сейчас так называемых бомбил изредка наказывают, но существующий штраф незначителен и частники буквально «смеются над легальными перевозчиками».

«Сейчас водителей-нелегалов штрафуют на 5 тыс. руб. – этот убыток они отобьют за полдня, а ведь их еще надо поймать, – говорит Лысаков. – Конечно, в таком случае проще наказывать официальных перевозчиков — юридических лиц. Их и вычислить в потоке легче, а если есть какие-то проблемы с оформлением документов и нет нужной бумажки, то штраф будет уже на 5 тыс., а 30 тыс. руб. Получается, и протокол есть, и галочка стоит. И все довольны, кроме самих официальных таксистов. А в случае с бомбилой нужно сделать контрольную закупку, доказать его вину».

Легальным перевозчикам после вступления закона в силу работать станет проще. За отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной правилами перевозок пассажиров и багажа, водитель будет наказываться штрафом в размере 500 руб. (сейчас – 1 тыс. руб.), должностные лица – 3 тыс. руб. (сейчас – 10 тыс. руб.), юридические лица – 5 тыс. руб. (сейчас – 30 тыс. руб.).

При этом закон предусматривает, что всем легальным таксистам будет не обязательно перекрашивать свои автомобили в один цвет, как, например, в Москве, где официальные разрешения на работу выдаются лишь автомобилям желтого цвета.

«Поправки заставят нелегального перевозчика полностью отказаться от этого бизнеса либо все-таки получить соответствующее разрешение. Плати налоги и работай легально», – считает Лысаков.

Чтобы выявить бомбил, будут проводиться так называемые контрольные закупки. При этом Лысаков уверен, что под удар не попадут автомобилисты, которые везут друзей либо решат подвести попутчика и немного заработать на бензин.

«Обязательно будет учитываться повторность деяния, – объясняет депутат. –

За один раз никто никого не накажет. Бомбилы торгуются, называют цены. Они отвозят одного пассажира по указанному адресу, получают плату и едут искать следующего клиента. Только в таком случае сотрудник полиции, который будет проводить «контрольную закупку», станет оформлять протокол об административном нарушении.

Именно повторность и целенаправленность подобных действий будет рассматриваться как нелегальный извоз. Сейчас сотрудники правоохранительных действий не очень хотят этим заниматься, но, когда есть соответствующее волеизъявление, им придется это делать».

По мнению авторов законопроекта, такая инициатива сделает рынок автоперевозок более цивилизованным и заставит перевозчиков нести ответственность за качество услуг и безопасность пассажиров.

«Сейчас есть множество способов вызвать такси: машину можно заказать по телефону, через интернет, есть куда пожаловаться, если что-то не так, – говорит Лысаков. – Но люди сами садятся неизвестно к кому.

Мужчин грабят, женщин насилуют, происходят страшные ДТП.

Поэтому наша задача – нагнать страху так, чтобы бомбилы не занимались частным извозом. Ведь они не отвечают совершенно ни за что».

Первое чтение законопроекта, по всей видимости, состоится 20 июня.

В обязательном порядке оформлять лицензию владельцев такси обязали в июле 2012 года. На машину также необходимо устанавливать опознавательный фонарь и наносить цветографическую схему. В Москве к концу 2013 года работало более 30 тыс. легальных такси. К концу 2014-го их число, как ожидается, вырастет до 55 тыс.