Количество тяжких ДТП в России, а также погибших и раненых в них продолжает расти. За первые пять месяцев этого года на дорогах в 65 779 крупных авариях погибли 8497 человек, еще 82 886 пострадали. И если число раненых с начала года выросло относительно незначительно, на 1,8%, то рост числа жертв ДТП более заметен — 7,2%.
Согласно статистике ГИБДД за пять месяцев этого года, количество аварий по вине пьяных водителей по сравнению с тем же периодом 2013-го выросло на 2,1% и составило 4233 ДТП. В них погибли 678 человек (-4,1%) и пострадали еще 6138 (+2,3%). Очевидно, что ужесточение наказания для этой категории водителей пока не дало нужного эффекта.
Стремительно растет аварийность из-за плохого состояния улиц и дорог. При этом сотрудники ГИБДД при разборе ДТП даже в самых очевидных случаях далеко не всегда признают вину дорожников. В качестве примера можно вспомнить скандально известную массовую аварию на обледенелом Северянинском мосту, который коммунальщики полили жидкостью в заморозки. Тогда виновными в столкновении около полусотни машин признали водителей. С января по май было зафиксировано 23 075 (+13,4%) серьезных ДТП из-за плохого состояния дорог, в которых погибли 3018 (+9,4%) и 29 080 человек (10,7%) пострадали.
По вине пешеходов за пять месяцев произошло 9246 серьезных аварий (+1,7%). В них погибли 1578 человек (+8,6%), пострадали 8115 (+0,3%).
Значительно ухудшилась в этом году ситуация с аварийностью в столичном регионе. Так, с начала года в Москве было отмечено 4301 тяжкое ДТП (+4,1%), в которых погибли 305 (+7%) и 4898 человек пострадали (+3,7%).
Стоит отметить, что при этом в столице значительно снизилось число происшествий по вине пьяных водителей. С января по май было отмечено 88 серьезных аварий с их участием (-9,3%), в которых погибли 7 человек (-41,7%) и пострадали 122 (-7,6%). Не исключено, что снижению способствовали профилактические действия ГИБДД. По пятницам и субботам, а также в праздники ведомство устраивает тотальные проверки на дорогах по выявлению нетрезвых автомобилистов.
Подмосковье остается безусловным лидером среди российских регионов по количеству жертв ДТП. За пять месяцев здесь погибли 538 человек (+24%).
И это при том, что число серьезных аварий в области значительно меньше, чем в той же Москве, — 2993 (+5%). Количество раненых в авариях в регионе тоже выросло — 3765 (+3,9%).
Не менее тяжелая ситуация складывается и в Санкт-Петербурге, который вместе с Ленинградской областью обслуживается одним управлением ГИБДД. Здесь за пять месяцев 2014 года отмечено 4356 серьезных аварий (+10,4%), в которых погиб 381 человек (+29,6%), а еще 5501 пострадал (+11,5%).
Среди других регионов, где обстановка на дорогах значительно ухудшилась, можно выделить Алтайский край, Брянскую, Сахалинскую, Костромскую, Тульскую, Ярославскую области, Карелию, где процентный рост всех трех показателей — количество аварий, жертв и раненых — измеряется двузначными числами. К примеру, на Сахалине количество погибших выросло сразу на 127%, составив 41 жертву. Во вторник стало известно об очередной крупной аварии на острове, в которой погибли 5 человек, еще 12 пострадали.
Среди регионов, где ситуация с аварийностью, напротив, заметно улучшилась, можно выделить Вологодскую, Ульяновскую, Тамбовскую, Волгоградскую области, Удмуртию, Пермский край и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Стоит отметить, что сейчас в России действует федеральная целевая программа ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Ее общий бюджет составляет 100 млрд руб. Главная цель программы — заметное снижение смертности на дорогах к 2020 году. Однако вопреки предпринимаемым усилиям в этом году статистика показывает, что принимаемые меры пока недостаточно эффективны.
«Ситуация на дорогах ухудшается, что является следствием повышения ненаказуемой скорости в населенных пунктах до 80 км/ч, —
прокомментировал данные ГИБДД глава Союза пешеходов Владимир Соколов. — Все началось в прошлом сентябре, когда в Госдуме был принят пакет законов. Но приняли его не в полном виде. Наряду с отменой штрафа для тех, кто превышает скорость менее чем на 20 км/ч в населенных пунктах, должна была появиться балльная система штрафов, но ее в итоге так и не приняли. Ненаказуемую скорость в итоге повысили фактически до 80 км/ч, а никакой ответственности нет. Это приводит к фатальным последствиям, потому что тормозной путь на такой скорости резко увеличивается, что и провоцирует такое количество тяжких аварий».
Эксперт считает, что нужно по примеру Европы резко снизить разрешенную скорость в городах. «Там в населенных пунктах нельзя ездить быстрее 50 км/ч. У нас можно было бы сделать тоже 50, ну и еще 10 км/ч, которые бы уже считались превышением, но не влекли бы штрафа, — отметил Соколов. — Может быть, не всем водителям это понравится, но, когда речь идет о человеческих жизнях, нужно идти на определенные меры. Надо ужесточать ответственность, другого пути нет».
Ссылаясь на замглавы ГИБДД Владимира Кузина, эксперт сообщил, что в 2013 году Госавтоинспекция оформила 4,7 млн протоколов по фактам ДТП. «Я все время думал, что их 2,7 млн, именно столько водителей обратилось в прошлом году к страховщикам, — рассказал глава Союза пешеходов. — Даже в ГИБДД не знают, почему такие расхождения. Видимо, люди сами решают все, без страховых, но сама по себе цифра, конечно, очень страшная. Ведь 4,7 млн аварий — это около 10 млн машин, то есть 20% всего российского автопарка».