ГИБДД примет по высшему разряду

Принимающие экзамен на вождение сотрудники ГИБДД будут знать Конституцию РФ и уметь разрешать конфликты

Анатолий Караваев
МВД разработало новые, более жесткие требования для сотрудников ГИБДД, которые будут принимать экзамены на водительские права. Они должны будут не только иметь высшее образование, солидный водительский стаж и умение преодолевать конфликтные ситуации, но и знать Конституцию РФ, а также указы президента, распоряжения правительства и другие акты, регулирующие эту сферу деятельности.

Проект ведомственного приказа МВД РФ, меняющего требования к сотрудникам полиции, принимающим экзамен на водительские права, выложен для обсуждения на Едином портале проектов нормативных актов. В течение 15 дней любой желающий может присылать свои замечания и предложения, однако можно не сомневаться, что уже в ближайшее время заложенные в нем изменения вступят в силу.

В приказе перечислены обязательные требования, которые будут предъявляться к сотрудникам ГИБДД, задействованным в приеме экзаменов у кандидатов в водители.

Согласно документу, экзаменатор в погонах должен быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование, водительское удостоверение той категории автомобиля, на право управления которым он принимает экзамен, и стаж вождения не менее пяти лет.

Также у задействованных в приеме экзаменов сотрудников ГИБДД должны быть документы о прохождении подготовки по дополнительным профессиональным программам.

Кроме того, сотрудники должны будут иметь и солидный объем профессиональных знаний, в том числе знать Конституцию РФ, а также указы президента и распоряжения правительства, которые касаются данной сферы. Назубок должны будут знать сотрудники ГИБДД и правила работы со специальной техникой.

На этом перечень требований не заканчивается. К профессиональным навыкам, которыми должны будут обладать будущие экзаменаторы, в МВД отнесли навыки межличностного общения, в том числе в конфликтных ситуациях, наличие базовой контраварийной подготовки и умение предотвратить аварийную ситуацию во время практического экзамена.

Кроме того, от экзаменатора требуется постоянно повышать уровень собственной квалификации, в том числе и за счет самообразования. В ГИБДД РФ считают, что благодаря новым требованиям вырастет не только качество приема экзаменов, но и уровень доверия населения к сотрудникам ведомства в целом.

«При разработке требований учтены результаты изучения международного и отечественного опыта подготовки и допуска к работе лиц, осуществляющих проверку знаний и навыков (в том числе для получения права на управление транспортными средствами), результаты проведенного ФКУ НИЦ БДД МВД России анализа сведений о качественном составе сотрудников Госавтоинспекции, выполняющих указанные функции в настоящее время», — отмечается в пояснительной записке к приказу.

Кроме того, усиление требований, отмеченных в приказе, не потребует ни увеличения штатной численности сотрудников ГИБДД, ни дополнительного финансирования — обучение и подготовка сотрудников будут проведены на базе образовательных учреждений МВД РФ.

Скорее всего, повышение требований к сотрудникам ГИБДД связано с тем, что с 5 ноября прошлого года в России действуют новые правила выдачи водительских прав.

Количество категорий и подкатегорий водителей увеличилось до 16. Также должны были появиться и новые программы обучения по ним, однако к назначенному сроку правительство подготовить новые стандарты не успело.

Неопределенность сохраняется до сих пор — новые категории и подкатегории официально существуют, но получить их на практике невозможно. Возможность сдачи экзамена после самостоятельной подготовки с принятием тех же поправок была исключена, а автошколы готовить водителей без программы обучения не могут.

«Ужесточение требований к сотрудникам можно только приветствовать, но знание Конституции или умение разрешать конфликты, на мой взгляд, вряд ли поднимут на качественно новый уровень процедуру приема экзаменов, — считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. —

При приеме экзаменов надо вводить жесточайший контроль, причем в первую очередь со стороны общества, граждан. Чтобы любой человек с улицы мог прийти и понаблюдать, кто и как принимает этот экзамен.

Это то, что может как-то изменить ситуацию. Потому что никакие приказы, нововведения не искоренят тотальную коррупцию в этой сфере. Ну и, кстати, параллельно с приказами по линии МВД надо наводить порядок и в самих автошколах. Коррупция начинается именно там».