Глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон в четверг прибыл в Санкт-Петербург на Международный экономический форум. В перерыве швед, возглавивший предприятие минувшей зимой, в неформальной обстановке пообщался с местными почитателями автомобилей Lada и дилерами тольяттинских автомобилей.
Несмотря на разгар рабочего дня и довольно неожиданное предложение со стороны «АвтоВАЗа», поклонники марки смогли собраться вместе и проехаться по городу праздничной колонной. Под российскими флагами, громко сигналя, они вместе с новенькими дилерскими лифтбэками Lada Granta совершили настоящий автопробег по Северной столице. После торжественного проезда автомобили выстроились на Дворцовой площади перед местными жителями и гостями города.
Сам Андерссон, однако, прибыл на Дворцовую в микроавтобусе Mercedes-Benz. Другого выбора у него не было: именно эта марка стала официальным перевозчиком форума.
«Когда же официальным перевозчиком станет не Mercedes-Benz, а Ladа?» — поинтересовалась корреспондент «Газеты.Ru». Бу Андерссон рассмеялся, но постарался сохранить серьезное лицо: «Мы работаем над этим! Спасибо, что как раз напомнили мне об этом!»
По дороге на Дворцовую площадь главный тольяттинский топ-менеджер внимательно смотрит в окно: «Питер — очень красивый город». При этом называет он его совсем по-дружески, как старого знакомого, сокращая до St.-Pit, что звучит немного по-американски.
«А Москву я не люблю, слишком быстрый для меня город, — рассуждает швед. — Немного скучаю по Нижнему Новгороду, где жил во время работы на ГАЗе, там было много хорошего. Но сейчас я живу и работаю в Тольятти, и мне здесь тоже нравится. А моей семье очень понравилось в Самаре: мы как-то провели там выходные. Она напоминает европейский город, но находится в плохом состоянии».
«Не хочется ли пойти в политику после таких мыслей?», — интересуемся мы вместе с британским журналистом, который также сопровождает Андерссона.
«Нет, политика — совершенно не мое!»
Андерссон признался, что пока поездки по Москве и Санкт-Петербургу его немного расстраивают.
«Я вижу в этих городах очень мало автомобилей «АвтоВАЗа». Даже сейчас, спустя пять месяцев с момента ухода из ГАЗа, я каждый раз чувствую гордость, когда вижу их на улицах», — говорит он.
Атмосферу радостной встречи с новинкой отечественного автопрома на Дворцовой площади создавала закольцованная песня про «Ладу». Наверняка многие, кто побывал в этот день на презентации «АвтоВАЗа» на самом форуме, весь день напевали о том, что «хмуриться не надо, Лада».
Первым делом Андерссон уверенным шагом направился к новым лифтбэкам Lada Granta. Сдвинув брови, он сразу же заглянул под колесные арки.
«Ищет ржавчину», — пронесся шепот среди руководителей дилерских автосалонов. Судя по недовольному лицу президента, работать в этом направлении еще придется.
Следующим этапом президентского ОТК стала проверка дверей. Топ-менеджер несколько раз открыл и закрыл задние и передние двери. После чего он проверил наличие зазоров со внутренней стороны дверей. Несколько секунд Андерссон также изучал задние фары, после чего также произвел свои собственные измерения. Затем он залез в салон, где осмотрел ремни безопасности, обшивку и переднюю панель.
Только после этого швед начал общение с собравшимися на площадке дилерами, которые оказались очень рады возможности лично с ним пообщаться и заодно поднять интерес к автомобилю.
«В ближайшие два года мы планируем выпустить четыре новые модели Lada.
Поэтому крайне важно, чтобы здесь, в Петербурге, сложилось хорошее отношение к автомобилям семейства Granta. Мы продолжаем улучшать бестселлер в России Lada Granta. При этом стартовая цена лифтбэка составляет 314 тыс. руб.», — заявил он.
После небольшой формальной речи глава «АвтоВАЗа» торжественно вручил ключи от лифтбэка Lada Granta первому покупателю этой машины в Санкт-Петербурге.
«Вот новый член клуба», — заговорили между собой гости.
«А что толку, — вздохнул представитель дилеров. — Президент автоклуба все-таки купил себе другой автомобиль и ушел с поста».
После церемонии Андерссон отправился общаться с гостями, что делал весьма охотно, быстро расположив к себе собравшуюся публику.
Примечательно, что презентация привлекла внимание еще одного влиятельного топ-менеджера российской автоиндустрии. В рядах простых зрителей оказался Андрей Панков, главный исполнительный директор компании «ММС Рус», дистрибутора Mitsubishi. Руководители поприветствовали друг друга и отправились вместе изучать вазовские автомобили, даже заглянув одному из них под капот.
По словам Панкова, «АвтоВАЗ» выбрал очень символичное место для проведения презентации. Эта идея настолько ему понравилась, что он признался, что подумает о том, чтобы повторить ее в следующем году. «Я могу спокойно все это говорить, ведь мы не конкуренты», — улыбается Панков.
Пока шло общение, гости на площади изучали новые машины из Тольятти. Желающих посидеть в разогревшихся на палящем солнце автомобилях нашлось немного. Мне составили компанию трое омоновцев, которые охраняли площадку, но не смогли сдержать любопытства и решили лично протестировать автомобиль. К моему удивлению, все трое довольно легко разместились в салоне.
«Нормально, сзади хватает места!» — отрапортовал парень с заднего ряда.
«А посадка какая высокая, как на внедорожнике, — отозвался плотный улыбчивый молодой человек с пистолетом, усевшийся за руль.
Хоть сейчас на природу, на рыбалку. Только сделана она как-то топорно. Дороговато для такой машины. Но вот экран большой есть».
После неформального общения Бу Андерсон отправился в шатер для беседы с дилерами, где вместе со своими помощниками ответил на вопросы и пожелания дистрибуторов. Вопросы поднимались совершенно разные.
Часть дилеров заметили, что «АвтоВАЗ» стал большой сборочной площадкой. Их волновал вопрос, будет ли сохранена разумная ценовая разница между Renault, Nissan и Lada.
«Это сложный вопрос, — ответил Андерссон. — Для меня самое главное — заниматься Lada. Для «АвтоВАЗа» есть много плюсов в сборке Renault, Nissan и Datsun.
Это помогает нам улучшать наши операционные процессы, достигать европейского уровня, кроме того, у нас частично используются одни и те же компоненты. Наша стратегия будет заключаться в том, что Lada Granta и Kalina будут постоянно обновляться. А для Datsun будет использована платформа Lada Kalina. Это поможет нам в поднятии качества продукции. У нас будет существовать разница между Renault и Datsun. И цены тоже будут отличаться.
При этом я буду делать все, что будет хорошо именно для дилеров Lada».
Как отметили коллеги Андерссона, Lada Granta сможет конкурировать с Datsun благодаря улучшенной звукоизоляции и устойчивости на дороге. Кроме того, появятся новые опции, которые обычно доступны на автомобилях классом выше. При этом цена от этого не возрастет.
Часть дилеров волновало качество поставляемых автомобилей.
Часть дистрибуторов попросили проводить больше рекламных кампаний для поднятия имиджа марки и чаще поддерживать различные мероприятия.
Также бизнесменов волновала проблема с программным обеспечением для диагностики, которое оказалось доступно для неофициальных автосервисов.
Эту проблему нужно решать и обеспечить дилерам исключительные права», — попросили местные дистрибуторы Lada.
«Да что диагностика, — вздохнул бизнесмен, сидящий рядом. — С ней они быстро решат вопрос, я уверен. Наша проблема в другом. Это действительно хороший автомобиль, тем более за свои деньги. Но как же объяснить это людям? Ведь у них нет никакого патриотизма, гордости за то, что это наш, российский автомобиль.
На все вопросы Андерссон ответил обстоятельно. Как признались потом сами дилеры, они оказались очень довольны шведом. После встречи у них появилась уверенность в том, что все пожелания будут учтены, а над большей частью из них уже ведется работа.
«Совсем недавно на то, чтобы донести все наши просьбы и проблемы до руководства, ушла бы целая вечность. Теперь же нас слышат, это очень здорово, что мы можем вот так просто поговорить с президентом компании», — в один голос согласились дилеры.