КамАЗ и МАЗ никак не съедутся

Обсуждение проекта совместного предприятия КамАЗ — МАЗ снова зашло в тупик

Проект создания холдинга КамАЗ — МАЗ, возможно, так и не будет реализован из-за различий в законах Белоруссии и России. Эксперты считают, что переговоры продолжаются до сих пор только из-за ранее заключенных политических договоренностей, а реальных перспектив сотрудничества у производителей грузовиков уже нет.

Россия и Белоруссия продолжают работать над созданием альянса «РосБелавто» на базе МАЗа и КамАЗа, однако на данный момент не могут прийти консенсусу в вопросах работы управляющей компании создаваемого холдинга, заявил в среду журналистам первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко.

По словам вице-премьера, рабочая группа была создана неделю назад, однако к пониманию стороны пока не пришли. «В пятницу вопрос будет обсуждаться с вице-премьером России Аркадием Дворковичем», — уточнил Семашко.

Между тем разработка механизмов работы управляющей компании создаваемого холдинга на данный момент завершена.

Специалисты юридической компании, занимавшиеся этим вопросом, пришли к выводу, что прийти к соглашению сторонам мешают существенные расхождения в законодательных базах стран.

Из-за этого Россия и Белоруссия не могут договориться о полномочиях, которые будут предоставлены руководителям управляющей компании. Кроме того, определенные сложности возникнут и при передаче ценных бумаг обеих компаний в доверительное управление.

Тем не менее Семашко уверен, что при желании проблему можно решить на уровне межправительственных соглашений.

По словам чиновника, позиция Белоруссии заключается в том, чтобы все спорные вопросы решались внесением изменений в законодательства обеих стран. При этом Семашко подчеркивает, что Россия считает такой сценарий невозможным.

Как пояснил «Газете.Ru» источник в правительстве РФ, знакомый с ситуацией, как российское, так и белорусское гражданское законодательство дают учредителю доверительного управления имуществом право отказаться от исполнения договора без объяснения причин и таким образом расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.

Представители акционеров и менеджмента российского предприятия, по словам источника, считают, что концепция сотрудничества ОАО «КамАЗ» и ОАО «МАЗ» может быть реализована и иметь экономический смысл только в рамках единой компании.

«Доверительное управление с точки зрения ведения бизнеса для России нецелесообразно», — заявил эксперт.

«Когда несколько лет назад история начиналась, может быть, КамАЗ и был заинтересован в подобном проекте, так как хотел получить мазовские технологии, — рассказал «Газете.Ru» аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. — Но теперь мы видим, что КамАЗ решает эту задачу за счет сотрудничества с Daimler, поэтому в МАЗе не заинтересован. При этом сам МАЗ, конечно, хотел бы реализации этого проекта, так как российский рынок для производителя является ключевым».

«Переговоры по вопросу создания совместного предприятия идут по инерции, только за счет того, что решения о сотрудничестве принимались на высоком политическом уровне», — уверен эксперт.

«Реальных же изменений в ближайшее время мы не увидим. Об этом говорит и тот факт, что по существующему законодательству компании не могут передать управляющей компании свои акции. А изменять законодательство Россия не хочет», — говорит Беспалов.

Напомним, в начале 2013 года Белоруссия и Россия выработали план по созданию совместных предприятий в области промышленности, в который вошли пять разных проектов. В этом числе было и совместное предприятие белорусского МАЗа и российского КамАЗа. На данный момент ни один из пяти проектов не запущен.

Как заявлял ранее посол России в Белоруссии Александр Суриков, некоторые договоренности в вопросе создания холдинга МАЗ — КамАЗ должны были появиться к концу марта-апреля 2014 года. Уточнял дипломат и некоторые детали проекта. Так, предполагалось, что холдинг будет создан путем передачи управляющей компании соответствующих пакетов акций обеих компаний: 75% плюс 1 акцию должен был передать МАЗ и 49,9% ценных бумаг – КамАЗ. По предварительным расчетам, образованная холдинговая компания могла бы стать самым крупным автопроизводителем на рынках СНГ.

Вопрос о создании единого холдинга обсуждался и раньше — такую возможность правительства двух стран периодически рассматривают еще с 2010 года. Изначально обсуждался обмен акциями предприятий, но такой расклад не устроил белорусские власти.

В 2011 году возник план создания совместного холдинга «РосБелавто». Однако и тогда не удалось договориться: белорусская сторона настаивала на слиянии исключительно на паритетной основе, то есть 50 на 50, а Россия хотела получить контроль в создаваемом холдинге, так как стоимость активов КамАЗа значительно выше мазовских.

Год спустя президент республики Владимир Лукашенко вообще оказался противником слияния белорусского и российского автогигантов. Лукашенко заявлял, что проект по объединению двух предприятий будет невыгоден для белорусской стороны.

В ноябре 2013 года российский премьер Дмитрий Медведев предъявлял Белоруссии ультиматум: либо производители тяжелых грузовиков сливаются в единое предприятие, либо же белорусским грузовикам придется конкурировать на российском рынке на общих условиях. При этом введенный Россией утилизационный сбор сделал белорусскую технику заведомо неконкурентоспособной.