На официальном сайте Коммунистической партии РФ появилось обращение в адрес главы правительства РФ Дмитрия Медведева с просьбой уволить президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона. Автор запроса заместитель председателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин уверен, что пост руководителя крупнейшего автопроизводителя России может занимать только специалист с российским гражданством. По мнению депутата, только в этом случае интересы страны на международном авторынке будут соблюдаться в полной мере.
В депутатском запросе Рашкина особое внимание уделяется тому факту, что во время нахождения Андерссона на посту руководителя предприятия ОАО «Группа ГАЗ» прекратилось производство легковых некоммерческих моделей этой российской марки.
«В период руководства г-на Андерссона заводы «Группы ГАЗ» перестали выпускать даже модель Volga Siber, созданную на лицензионной платформе Chrysler JR41, Chrysler Sebring и Dodge Stratus с дизайном английского ателье UltraMotive, не говоря уже о моделях на базе отечественных разработок», — содержится в тексте запроса.
В связи с этим Рашкин считает нахождение шведского управленца в должности руководителя «АвтоВАЗа» «опасным для российского автопрома».
Депутат отмечает, что президент предприятия назначается советом директоров, большинство членов которого — подчиненные Дмитрия Медведева. Так или иначе члены совета директоров должны учитывать мнение главы правительства и руководителей соответствующих министерств при принятии решений по кадровым вопросам.
«Выяснить причины того, почему руководить огромным российским предприятием ставят иностранца, практически невозможно, даже обладая депутатским мандатом, — заявил «Газете.Ru» инициатор запроса Валерий Рашкин. — Опыт иностранцев можно и нужно перенимать, но руководить производством в России должны наши специалисты. Я не раз заявлял это на пленарных заседаниях.»
«Недавно у меня была встреча с председателями независимого профсоюза завода – они недовольны снижением заработной платы, сокращением рабочих мест и тем, что к мнению рабочих руководство завода не прислушивается. В связи с этим на предприятии зреет забастовка», — рассказал депутат.
Рашкин считает, что в период работы Андерссона на ГАЗе не были приняты исчерпывающие меры по сохранению производства. «Не было проведено перепрофилирование, не было попыток производства новых моделей, никто не обратился к государству с планом по развитию производства. Считаю, что это было сделано сознательно, для того чтобы убрать конкурентов. В результате мы потеряли марку, которая была гордостью страны», — рассказал депутат.
Рашкин не смог назвать имен российских специалистов, которые могли бы возглавить «АвтоВАЗ», но отметил, что найти таких людей при необходимости не составит особого труда.
«У нас антикризисные менеджеры довели производство не только автомобилей, но и, к примеру, подшипников практически до нуля, и теперь мы закупаем это за рубежом», — считает политик.
Аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов придерживается противоположной точки зрения. «Финансовое положение ГАЗа существенно улучшилось в результате деятельности Бу Андерссона, поэтому этот опыт определенно можно назвать успешным», — заявил «Газете.Ru» Беспалов.
«Производство «Волги» Андерссон посчитал нецелесообразным. Наверняка это решение он согласовал с акционерами предприятия, — рассказал эксперт. — В этом на самом деле была своя логика: рентабельность на рынке легковых автомобилей значительно ниже по сравнению с рынком коммерческой техники. Концентрация на более маржинальном продукте выглядит логичным решением для компании, у которой огромные задолженности».
«Найти людей с таким опытом в России очень сложно: Адерссон был приглашен на должность руководителя компании, которая была и продолжает находиться в непростой экономической ситуации, не случайно, — уверен Беспалов.
— Это как в футболе — очевидно, что есть причины, по которым у нас работает столько иностранных тренеров».
В пресс-службе ОАО «АвтоВАЗ» оперативно прокомментировать обращение Рашкина не смогли. «Рабочие «АвтоВАЗа», конечно, недовольны. Зарплата не растет, рабочие вынуждены переводиться из одного производства на другое. Но дело вовсе не в Андерссоне, а в том, что рынок падает, а значит, надо снижать издержки. Это делал бы любой руководитель, — заявил «Газете.Ru» председатель профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев.
— Настроения у сотрудников предприятия негативные, но выходить на забастовку никто не собирается».
Напомним, что в январе 2014 года Бу Андерссон вступил в должность президента ОАО «АвтоВАЗ». Ранее с августа 2009 года Андерссон являлся президентом «Группы ГАЗ». Управленец приступил к работе на «АвтоВАЗе» с введения программы неотложных мер, которые должны способствовать улучшению экономической ситуации на заводе. Наибольший резонанс как среди работников «АвтоВАЗа», так и в среде экспертов автомобильного рынка вызвал такой пункт программы, как сокращение 7,5 тыс. сотрудников предприятия.