Водить машину в столицах объективно дорого

КС признал законными повышенные дорожные штрафы в Москве и Санкт-Петербурге

Никита Зея (Санкт-Петербург)
Повышенные штрафы для водителей Москвы и Петербурга — это законно. Такое решение вынес Конституционный суд РФ, рассмотрев жалобу на особые наказания для столичных автолюбителей. Законодатель может устанавливать отдельные штрафы для каждого региона России, согласуясь с местными властями и «региональной спецификой». Эксперты говорят, что от введения повышенных штрафов водители «получили кнут, но не дождались пряника».

Во вторник Конституционный суд (КС) РФ вынес решение по запросу о проверке соответствия основному закону страны повышенных автомобильных штрафов в Москве и Петербурге, поступившему от группы депутатов Госдумы.

Поводом для обращения послужили принятые в 2012 году палатой поправки в административный кодекс: тогда

парламентарии решили бороться с пробками, ударив по кошельку водителя.

В итоге за некоторые нарушения ПДД сейчас в Москве и Санкт-Петербурге приходится платить больше, чем в других регионах России. Например, разнятся штрафы за стоянку в неположенном месте, использование выделенной полосы, нарушение правил движения в жилых зонах, несоблюдение запрета на движение грузового транспорта.

Так, КоАП предусматривает для москвичей и петербуржцев санкции в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. Для водителей других субъектов РФ штрафы в несколько раз меньше. Например, за стоянку в запрещенном месте в регионах платят 1,5 тыс. руб., а в Москве и Санкт-Петербурге — 3 тыс. Грузовики-нарушители облагаются в регионах штрафом 500 руб., в мегаполисах — 5 тыс. руб.

В 2012 году не все депутаты Госдумы согласились с поправками в КоАП, нашлись среди них и противники нового закона. Именно они обратились в Конституционный суд. В жалобе 95 парламентариев от фракции ЛДПР написали, что административный кодекс вводит разные штрафы за одинаковые нарушения в зависимости от субъекта Федерации. Из-за этого нарушается конституционный принцип равенства граждан перед законом, а КоАП способствует расколу страны по региональному признаку.

Во вторник КС огласил решение по этому вопросу.

Суд пришел к выводу, что повышенные штрафы для автомобилистов в Москве и Петербурге не противоречат Конституции и являются законными.

Обосновывая решение, судьи сослались на сложную транспортную обстановку в мегаполисах и на то, что «власти Москвы и Петербурга не выражали негативного отношения» к повышенным штрафам.

«Выделение в особую категорию Москвы и Санкт-Петербурга обусловлено их объективными особенностями; объективно предопределяются более сложные условия движения и повышенный уровень угроз дорожной безопасности, — говорится в постановлении КС. — Федеральные власти вправе принимать меры с учетом местной специфики и устанавливать повышенный размер штрафов для отдельных субъектов Федерации».

По мнению КС, критерии равенства и соразмерности поправками в КоАП не нарушаются, поскольку повышенными штрафами облагаются все водители-нарушители, ездящие по мегаполисам, не только москвичи и петербуржцы. А наказание установлено только за те нарушения, которые могут «негативно повлиять на дорожную остановку и затруднить городское движение».

Решения КС по делу о повышенных штрафах в Петербурге ждали с интересом. Многие следили за процессом. Член координационного совета ФАР (Федерации автовладельцев России) Алексей Шумак считает, что КС принял правильное решение.

«Формально суд прав, — заявил он «Газете.Ru». — Никакого ущемления конституционных прав нет. Это локальная политика. Все, кто приезжает в Петербург, подчиняются одним законам, кто приезжает в Москву — другим. Никакого криминала нет. Это не то чтобы очень распространенная, но это мировая практика. Например, в Финляндии тоже есть местные штрафы».

Однако есть и противники повышенных штрафов.

«Я считаю, что неправильно звучали аргументы заявителей, они не смогли убедить суд,

— сказал «Газете.Ru» Александр Холодов, член координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». — Они пытались ссылаться в первую очередь на неравенство. Но мне кажется, что этот закон о штрафах противоречит самому КоАП». По мнению Холодова, повышенные штрафы для отдельных регионов несправедливы. «Получается, мы заявляем, что машина на пешеходном переходе в Ленинградской области в два раза безопаснее машины на газоне в Петербурге, — говорит общественник, напоминая, что два года назад включение в КоАП повышенных штрафов в Москве и Петербурге было пролоббировано руководством этих городов в качестве мер по борьбе с пробками. — В ответ они обещали создать большое количество стоянок и прочее. Поэтому

кнут такой был принят. А пряника этот закон не дал».

Напомним, на прошлом заседании КС представители Москвы и Петербурга поддержали действующие сейчас в этих городах повышенные штрафы. Первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Алексей Старовойтов заявил, что в столице коэффициент загруженности дорог в 18 раз выше, чем в среднем по России. «Даже однократное нарушение ПДД способно повлечь масштабное затруднение в движении транспорта, — сказал Старовойтов. — Нарушаются права тысяч граждан, десятки трамваев встают в пробку, наносится вред безопасности, происходит перебой в работе госорганов». По данным чиновника, аварийность на самых проблемных дорогах Москвы в 2013 году снизилась по сравнению с 2012 годом на 17%, погибших и раненых стало меньше на 19%.

Представитель Петербурга поддержал коллегу.

Отметим, что, вынося решение, судьи сделали интересную ремарку. Они признали, что

власти субъектов РФ могут «участвовать в определении размеров штрафов за правонарушения, имеющие существенную региональную специфику».

И это право местных властей должны учитывать федеральные законотворцы. Эксперты считают, что теперь любой регион, следуя благим намерениям, может попытаться увеличить штрафы. Более того, список «дорогих» правонарушений может увеличиться. «Во Владивостоке заторы на дороге бывают не меньшими, чем в Петербурге, — говорит петербургский юрист Алексей Смирнов. — И таких городов у нас в России немало. Правда, от увеличения штрафов пробок в Петербурге и Москве почему-то меньше не стало».

«Если мы уже выделяем москвичей и жителей Санкт-Петербурга и применяем к ним повышенные нормы административной ответственности за нарушение парковки, то завтра их могут ждать новые ужесточения за другие нарушения», — предполагает кандидат юридических наук Виктор Вэскер.