«КамАЗ» со щебнем доехал до суда

Водитель «КамАЗа» признал себя виновным в ДТП с 18 жертвами

Алина Распопова, Даниил Ломакин
В Москве начался судебный процесс над Грачьей Арутюняном, который устроил одно из самых кровавых ДТП за последние годы в столице: жертвами столкновения его «КамАЗа» и пассажирского автобуса стали 18 человек. На первом заседании гражданин Армении, как и в ходе следствия, вновь признал свою вину, но лишь частично.

В Троицком районном суде Москвы началось рассмотрение по существу громкого уголовного дела по факту крупного ДТП, унесшего прошлым летом под Подольском жизни 18 человек. На скамье подсудимых 46-летний гражданин Армении Грачья Арутюнян, управлявший «КамАЗом», который из-за неисправных тормозов протаранил пассажирский автобус.

В ходе заседания едва говорящий по-русски Арутюнян признал свою вину по основному обвинению в «нарушении лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц» (ч. 5 ст. 264 УК РФ), однако не согласился с предъявленным ему обвинением в «использовании заведомо подложного документа» (по ч. 3 ст. 327). Подсудимый ответил «да» и «нет» на соответствующие вопросы судьи Дмитрия Смагина.

Арутюнян не захотел выслушать полный перевод обвинительного заключения, объяснив через переводчика, что суть предъявленных обвинений ему понятна.

В ходе следствия выяснилось, что грузовик не обслуживался надлежащим образом, что привело к неисправной работе тормозной системы. По мнению следствия, Арутюнян не мог не знать об этом.

В итоге, согласно оглашенному прокурором обвинительному заключению, водителя «КамАЗа» обвинили в том, что

«заведомо зная, что неисправна тормозная система, из-за чего безопасная эксплуатация транспортного средства невозможна», он нарушил правила дорожного движения на перекрестке.

По мнению гособвинения, подсудимый «не проверил и не обеспечил техническое состояние транспортного средства», перегрузил автомобиль щебнем, масса которого «превышала допустимую нагрузку на колесные оси транспортного средства», а при выезде с второстепенной дороги нарушил несколько пунктов ПДД.

Так, Арутюнян не уступил дорогу имеющему приоритет транспорту и выехал на полосу встречного движения, где его грузовик столкнулся с автобусом.

Кроме того, при проверке документов после ДТП Арутюнян предъявил сотруднику столичного ГИБДД патент, который по результатам экспертизы оказался поддельным. Таким образом, по мнению следствия, Арутюнян не имел права работать на территории РФ.

Сам водитель грузовика также получил серьезные травмы в ДТП и допросить его следователи смогли не сразу. Кроме того, мужчина, остро переживавший трагедию, какое-то время находился в состоянии сильного шока. Между тем после ареста водителя едва не разгорелся международный скандал.

Арутюняна доставили в суд в женском халате, что крайне возмутило жителей Армении — в республике перед российском посольством прошло несколько митингов и пикетов. На них выступавшие требовали у российских властей уважать достоинство Арутюняна. Кроме того, выступавшие были возмущены начавшейся после трагедии «антикавказской кампанией» в российских СМИ, прежде всего на крупных телеканалах.

О том, что Арутюнян — ветеран войны в Нагорном Карабахе и в Россию он приехал только для того, что заработать на памятник своему погибшему сыну, а также о том, насколько он сильно переживает случившееся, СМИ старались не упоминать.

Владельца грузовика, допустившего перегруз машины и не следившего за ее техническим состоянием, к уголовной ответственности так и не привлекли, несмотря на то что о такой возможности говорили ряд чиновников. «Возвращаясь к ситуации в Новой Москве, когда иностранный гражданин убил наших граждан.

Понимаете, он пользовался транспортным средством какого-то владельца, хозяина. Наверное, нужно спросить всем миром с этого работодателя, к чему привело его безответственное отношение»,

— заявлял глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.

Само ДТП под Подольском стало одним из крупнейших в московском регионе за всю современную историю России. Авария, в которой погибли 18 человек и еще около 40 получили ранения, произошла 13 июля 2013 года на Калужском шоссе в Новой Москве. Водитель «КамАЗа» врезался в рейсовый автобус Подольск — Жохово, в котором находилось более 60 человек.

На находящихся в автобусе людей высыпался полный кузов щебня,

так как к тому моменту «КамАЗ» в результате маневра — левого поворота, произведенного Арутюняном, накренился и потерял контакт левых колес с поверхностью, а также было повреждено правое заднее колесо, говорится в заключении.

Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что Арутюнян был злостным нарушителям ПДД и ранее шесть раз привлекался к административной ответственности.

Стоит отметить, что авария вызвала довольно бурную реакцию российских властей. Так, депутаты Госдумы после этого случая обещали ужесточить правила работы иностранных водителей в России, а также заговорили об изменении порядка пользования транзитными номерами. Врио мэра Москвы Сергей Собянин высказался за то, чтобы нарушение ПДД иностранными гражданами рассматривалось как грубейшее нарушение трудового законодательства, за которое следует депортировать из России. Однако в дальнейшем инициативы властей так и не нашли реального применения.