Первый зампред думского комитета по промышленности, первый вице-президент Союз машиностроителей России Владимир Гутенев обратился с письмом к премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором просит вернуть государственную программу льготного автокредитования для легковых автомобилей. «По единодушному мнению представителей промышленного сообщества, предпринятые правительством РФ меры государственной поддержки автомобильной промышленности в 2013 году показали свою высокую экономическую эффективность», — говорится в письме депутата.
Запущенная летом прошлого года программа, по которой государство компенсировало банкам часть процентной ставки по автокредитам, была рассчитана до весны 2014 года. Однако из-за повышенного спроса среди покупателей новых машин деньги на нее закончились еще в конце прошлого года. Программа помогла существенно увеличить автопродажи, а после ее закрытия российский авторынок с начала года показывает негативную динамику.
В письме Гутенев подчеркивает, что своевременный запуск программы государственного льготного автокредитования позволил нивелировать негативный тренд в сегменте легких и легких коммерческих автомобилей с -17% в мае до -1,5% в конце прошлого года.
«Благодаря наращиванию выпуска автокомплектующих и запчастей на условиях промышленной сборки индекс промпроизводства в отрасли увеличился почти на 6%. Предприятия получили возможность для модернизации производства. Кроме того, при объемах обязательств бюджета в 8,6 млрд руб., доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных в рамках данной программы автомобилей только в 2013 году составили порядка 21 млрд руб.», — отметил в письме премьер-министру Гутенев. Он обращает внимание премьера на то, что многие производители уже закладывали в свои планы запуск соответствующей госпрограммы в этом году.
В итоге отсутствие поддержки со стороны государства привело к массовым увольнениям и сокращению производства на ряде предприятий, которые могут продолжиться в ближайшем будущем.
«Производители автомобильной техники — члены Союза машиностроителей России связывали свои ожидания с продолжением реализации данной программы в 2014 году.
Тем более что уже в феврале прошлого года проявились тревожные симптомы, когда сразу три автопредприятия в Санкт-Петербурге, Ульяновске и Тольятти вынуждены временно приостановить выпуск автомобилей из-за снижения спроса. А на «АвтоВАЗе» объявлено о сокращении 7,5 тыс. человек.
Такое развитие ситуации может привести к существенному падению производства легковых автомобилей, снижению темпов его модернизации, резкому сокращению рабочих мест. Смена ориентиров на иные сегменты рынка в данных условиях, на наш взгляд, нецелесообразна», — подчеркнул первый зампред.
Отметим, на заводе Ford Sollers во Всеволожске (Ленинградская область) готовятся уволить около 700 работников. Кроме того, на всех предприятиях СП Ford Sollers уже введен односменный режим работы, а на заводе во Всеволожске запланированы дополнительные дни простоя с последующим переходом на режим производства в одну смену.
Обращение депутата к премьеру стало очередной попыткой привлечь внимание к государственной программе льготного автокредитования. Ранее представители ведущих автомобильных компаний уже обращались в Минпромторг с аналогичными предложениями. Тогда чиновники приняли выжидательную позицию, чтобы оценить первые результаты продаж и состояние рынка. Согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ),
по итогам первого квартала 2014 года российский авторынок новых автомобилей сократился на 2% — за три месяца в стране было продано 602,5 тыс. машин. Между тем в марте, после негативной динамики в начале года, рынок стабилизировался и остался на прежнем уровне по сравнению с 2013 годом.
Эксперты связали стабилизацию рынка с отложенным спросом, скидками дилеров и поступлением новых моделей, которые были реализованы по предзаказам.
Такое положение дел, похоже, вполне устроило Минпромторг — в конце марта министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров открыто заявил топ-менеджерам автомобильных компаний, что программа льготного автокредитования в текущем году продлена не будет. Вместо этого было решено, что Минпромторг направит меры государственной поддержки в отрасль грузового и автобусного транспорта, причем с учетом экологических норм.
Как позже пояснял «Газете.Ru» заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов, в бюджете на эту программу просто нет денег.
В ответ на такую реакцию со стороны Минпромторга ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), представляющая интересы около 500 официальных дилерских центров в России, направила в министерство аргументированное письмо с просьбой возобновить льготную программу автокредитования. Для большей эффективности они предложили включить в субсидируемый перечень автомобили стоимостью до 1 млн руб. Поскольку увеличение предельной суммы потребует дополнительных расходов со стороны государства, в РОАД предложили сократить субсидии с 2/3 до 1/2 ставки рефинансирования, а также установить более строгие требования к качеству заемщиков.
По мнению президента РОАД Андрея Петренко, в настоящее время все возможности рынка подходят к концу — ему необходима поддержка. Кроме того, государство только в виде НДС может недополучить около млрд рублей в случае, если программа льготного кредитования не будет введена.
«Я не могу сказать, что при отсутствии этой программы рынок совсем встанет. Но мы ожидаем, что он сильно просядет, и не на 2–3%, а на 6,5–7%, — заявил Петренко «Газете.Ru». — По прогнозу Минпромторга, рынок может упасть на 5,5%.
Если умножить потенциально непроданное число автомобилей на среднюю стоимость автомобиля в России, то мы получим сумму 158 млрд руб. — именно эта сумма выпадет из бюджета. При этом государство только на НДС недополучит 1 млрд руб. Чтобы получить этот миллиард — стоит выделить 480 миллионов».
Как ранее сообщал «Газете.Ru» председатель АЕБ Йорг Шрайбер, позитивная тенденция на рынке сохраняется, в частности, благодаря валютным колебаниям, в свете которых потребители решили инвестировать в «дешевые» автомобили до их подорожания. Такая тенденция, по мнению Шрайбера, может сохраниться до апреля — начала мая, однако дилеры с большой настороженностью смотрят в будущее, когда все стимулы для покупок будут исчерпаны.
Депутат Госдумы от «Единой России», лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков считает, что чрезмерное развитие автокредитования может перегрузить банковскую систему.
«Кредиты люди берут, но не все могут их отдавать. Появление многочисленных коллекторских агентств служат тому доказательством», — заявил Лысаков «Газете.Ru». По мнению депутата, главное, чтобы не было создано особых инкубационных условий для неэффективных автопроизводителей, в чье развитие и так вкладывается огромное количество средств.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что льготная программа автокредитования будет возобновлена только в случае сильного падения рынка и в ближайшее время на ее запуск рассчитывать не приходится.
«Для принятия решения Дмитрий Медведев в любом случае будет консультироваться с Минпромторгом и Министерством финансов», — пояснил «Газете.Ru» Беспалов.