Эвакуация здравого смысла

«Газета.Ru» изучала, кто и при каких обстоятельствах становится жертвой платной эвакуации автомобилей

Алина Распопова, Анатолий Караваев
В марте с московских улиц за нарушение правил парковки эвакуировали почти 22 тыс. автомобилей. Всего же с сентября прошлого года под прицел зеленых эвакуаторов попало более 64 тыс. машин. Пока московские власти рапортуют об успехах, не без удовольствия публикуя данные злостных нарушителей, тысячи автолюбителей с трудом могут найти место, чтобы пересесть на рекламируемое властями метро, и теряют рабочее время, вызволяя машины со штрафстоянок.

C улиц Москвы со времени введения новых правил эвакуации, с 15 сентября 2013 года, в рамках проекта «Московское парковочное пространство» эвакуировано более 64 тыс. транспортных средств, 22 тыс. из них — в марте. Об успехах столичных властей в борьбе с нарушителями правил парковки рассказал глава департамента транспорта, вице-мэр Максим Ликсутов.

Для борьбы с нарушителями задействовано 305 эвакуаторов: 300 — для эвакуации легковых автомобилей и 5 — для негабаритных и грузовых транспортных средств, которые позволяют осуществлять до 1300 эвакуаций в сутки.

По данным властей, «работа эвакуации позволила значительно снизить количество нарушений правил парковки».

Дополнительным укором для нарушителей в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) стал составленный антирейтинг водителей, которые больше других нарушают правила парковки. На этой неделе подобный список, с данными нарушителей, временем и адресом нарушения, был опубликован в соцсетях.

Всего за март было зафиксировано 154 злостных нарушителя, на которых пришлось 310 эвакуаций.

«Некоторым водителям, видимо, настолько нравится процесс эвакуации, что они снова и снова стремятся к этому! Мы составили своего рода рейтинг с достижениями и, конечно, лидерами!» — сообщение АМПП, сопровождающее публикацию, напоминает откровенный стеб.

Однако наравне со все возрастающими темпами эвакуации власти Москвы сами же и создают для нее условия. За последнее время в городе появились сотни новых дорожных знаков, запрещающих стоянку, казалось бы, в самых безобидных местах как в центре города, так и на окраинах. Под запрет попали парковки возле станций метро, притом что сами власти призывают автомобилистов оставлять возле них свои автомобили и пересаживаться в метро. Созданные при этом в некоторых местах перехватывающие парковки на практике порой существуют лишь на схемах метрополитена и документах чиновников — воспользоваться ими просто невозможно.

«Газета.Ru» не смогла найти лидеров мартовского антирейтинга и расспросить их об обстоятельствах нарушения правил стоянки. Однако рассказы других опрошенных автомобилистов, в недавнем прошлом ставших жертвами эвакуауторов, наглядно свидетельствуют, что власти борются с самыми обычными людьми, которым просто не оставляют выбора.

Одним из самых симптоматичных примеров является история жителя московской улицы Шаболовка Кирилла Соловьева. По его словам, эвакуировать машины у него и его соседей начали в январе, когда в районе внезапно установили знаки, запрещающие стоянку.

«Это произошло по всей Шаболовке, — рассказал он «Газете.Ru». — Все случилось так быстро, что люди не успели понять, что к чему. Началась повальная эвакуация. Каждую ночь улицу буквально «зачищали», увозя по 30–40 машин.

Соловьев рассказал, что мест для машин в этом районе очень мало, поэтому далеко не всем удается поставить автомобили во дворах и многие вынуждены парковаться на самой Шаболовке. «Первый раз у меня утащили машину сразу же, второй раз — через две недели. У моего соседа на начало февраля эвакуировали автомобиль три раза, — поведал Соловьев. — Причем я во второй раз поставил машину немного в другом месте, где по факту никакого знака как никогда не было, так до сих пор и нет. То есть в этом месте на двусторонней дороге знак есть только с одной стороны улицы, а с другой нет. И машину, конечно, забрали. При этом около расположенного неподалеку бизнес-центра они повесили знак, разрешающий парковку с 8 вечера до 8 утра, а на остальной части улицы такого знака нет. Где логика? Почему нельзя было сделать наоборот?»

По словам автомобилиста, в радиусе нескольких километров вообще отсутствуют какие-либо платные парковки. «Мы уже готовы платить за стоянку, искали специально в районе что-то, но ничего нет. Люди готовы попросить, чтобы нас включили в платную парковочную зону, — отметил он. — А пока нас загоняют в какой-то тупик. В Европе делают сначала парковки, а уже потом запрещающие знаки вещают, как бы давая людям выбрать — платить или парковаться по правилам, а у нас начинают с запретов и штрафов.

Особенно абсурдной выглядит ситуация с еще одним соседом Кирилла Соловьева.

«У нас есть дедушка-инвалид, ему тяжело передвигаться, и, естественно, он оставляет свою машину поближе к дому, чтобы не ходить далеко. На машине есть наклейка, что владелец является инвалидом, однако ее все равно постоянно эвакуируют. У него уже долг по штрафам порядка 30 тыс. руб. Что ему делать в такой ситуации?»

Больше всего Соловьева удивляет тот факт, что, вопреки официальным заявлениям чиновников о том, что платная эвакуация необходима для разгрузки проблемных мест, где нарушители создают неудобства другим водителям, машины с Шаболовки убирают исключительно ночью. «То есть днем, когда еще есть движение какое-то, могут быть помехи трамваю, их вообще никогда не было. А с наступлением темноты сразу приезжают. Ну кому моя машина, аккуратно припаркованная, не мешающая движению, может помешать в 1.30 и в 4 утра, когда ее забирали?

У живущей за гордом Елены автомобиль забрали за то, что она с нарушениями припарковалась у метро «Теплый Стан». При этом перехватывающую парковку в районе метро снесли строители ради возведения эстакады .

«Я признаю, что припарковалась неправильно, — рассказала автолюбительница «Газете.Ru». — Другого выхода у меня просто не было — на Профсоюзной улице сейчас построена эстакада.

Перед началом ее строительства рядом была создана перехватывающая парковка, она даже до сих пор значится в дорожных схемах. Но как только началось возведение этой эстакады, строители парковку разломали и на ее месте поставили вагончики и технику.

Сейчас эстакада работает, строители уехали, а парковки там уже нет. Учитывая, что рядом располагается крупный строительный рынок, сейчас всем людям приходится парковаться в этом района в три ряда». По словам женщины, документы она оставила в машине и ей пришлось потратить полдня, чтобы сначала поехать на штрафстоянку, забрать их, с составлением бумаги, что опечатанная машина не вскрывалась, затем поехать в ГИБДД оформлять нарушение и потом снова ехать на стоянку забирать машину.

Похожей историей поделился с «Газетой.Ru» житель Подмосковья Василий, который обычно добирается на машине до ближайшего метро. «Утром я припарковал автомобиль на привычном месте возле метро «Выхино», на улице Красный Казанец, где никогда не было никаких запрещающих знаков, — рассказал Василий «Газете.Ru». — Оказалось, что он неожиданно там появился, и машину эвакуировали.

Автомобиль увезли в жуткую дыру на шоссе Энтузиастов, куда нельзя добраться даже на общественном транспорте.

Я знаю, что у «Выхино» есть перехватывающая парковка, но расположена она очень неудобно. Теперь придется пользоваться пустырем у метро «Жулебино». В любом случае ездить на работу на машине я не собираюсь, по таким пробкам это невозможно».

Range Rover Evoque, принадлежащий автолюбительнице Ольге, эвакуаторы забрали от кинотеатра «Соловей» на Красной Пресне. За то, что автомобиль стоял на проезжей части не совсем параллельно, его увезли на штрафстоянку на другой конец Москвы.

«Я припарковалась между двумя автомобилями, но, поскольку Evoque достаточно большая машина, получилось так, что его пришлось поставить под небольшим углом, — рассказала женщина «Газете.Ru». — Я совершенно не мешала проезду, а никаких знаков, запрещающих парковку, здесь установлено не было — я живу в этом районе и всегда там парковалась. Вернувшись из кино, я увидела, что машины нет. Охранник мне рассказал, что машину увезли на эвакуаторе, и объяснил, что машины, оставленные на этом месте, забирают постоянно. Выяснилось, что машину увезли на одну из самых дальних штрафстоянок на шоссе Энтузиастов.

Спасение машины заняло у меня целый рабочий день. Поскольку страховка осталась в машине, мне пришлось ехать на штрафстоянку, отстоять там длинную очередь, так как в ангар с автомобилями пускают только по одному.

Потом пришлось поехать в ГИБДД, снова отстоять очередь и вернуться на штрафстоянку. Всего я потеряла 8,1 тыс. руб., заплатив штраф, оплатив эвакуатор и комиссию. За такси пришлось отдать еще 2,5 тыс. руб. А у самого кинотеатра сейчас руководство огородило себе четыре парковочных места и никого туда не пускает».

«Можно, конечно, издеваться над людьми и таким способом, придумывая все доски позора для нарушителей, но ведь за этим не все видят главное — люди нарушают не потому, что они плюют на всех, а потому, что они физически нигде больше не могут припарковаться, — заявил «Газете.Ru» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

— У нас под каждым кустом теперь висит запрещающий стоянку знак, а куда машину ставить? Никто не говорит о ситуациях, когда машины реально мешают движению, но ведь подавляющее большинство этих «рекордсменов» никому не мешали.

Теперь даже в центре города, вопреки этой пропаганде мэрии, найти свободное место на платной парковке тоже нереально. Каждый раз когда я приезжаю в центр, это настоящая проблема. В самых востребованных местах уже и под запрещающим знаком машину не поставить — все занято даже под ним. Это нормально? Они эвакуируют машину, но на ее место тут же встает другой, и что в итоге они получают? Никакого эффекта, кроме наших денег. Хороший бизнес».

Впрочем, тех, кто действительно мешает проезду, почему-то никто не трогает, отмечает Шкуматов.

%;«Посмотрите на станции метро на окраинах, они облеплены нелегальными таксистами. Они стоят на автобусной разметке, перед поворотами и реально очень способствуют заторам в этих местах, но, пока простых людей грабят эвакуаторы, они как стояли, так и стоят, и никто особо с ними не борется,

— отмечает эксперт. — Или пройдитесь по Большой Бронной улице, особенно на ее пересечении с Малой Бронной. Там расположено известное многим кафе «Аист», вблизи которого машин дешевле нескольских миллионов рублей просто не найти. Их обеспеченные водители кидают их как угодно, на тротуарах, прямо на зебре, так что ни людям не пройти, ни водителям не проехать — даже сделать поворот элементарно не хватает места. Но что-то мне подсказывает, что скорее инвалид с Шаболовки получит свой десятый штраф, чем к машине кого-то из этих хозяев жизни приблизится эвакуатор».

Напомним, что эвакуация мотоциклов, а также малолитражек с мощностью двигателя до 80 л.с. обходится нарушителю в 3 тыс. руб., легковых машин с мотором мощностью от 80 до 250 л.с. — в 5 тыс. руб., а с двигателем более 250 л.с. — в 7 тыс. руб. Эвакуация грузовиков зависит от габаритов машины и может достигать 47 тыс. руб. Помимо стоимости самой эвакуации владельцу автомобиля в любом случае придется заплатить штраф за нарушение правил парковки — 3 тыс. руб.

Ранее в ГКУ «АМПП» заявляли, что перед ведомством не стоят задачи по самоокупаемости проекта: «Перед новой системой платной эвакуации города изначально не ставилась задача приносить какую-то прибыль.

Эвакуаторы нужны прежде всего для освобождения дорог, поэтому о каких-то плановых показателях речь точно не идет».

Между тем еще прошлым летом появилась информация, что в течение первых пяти лет платной эвакуации в столице должно быть эвакуировано 383 тыс. машин. Таким образом, за это время власти смогут собрать с автомобилистов около 12 млрд руб (при максимальной загрузке 1300 эвакуаторов и штрафах за нарушение правил парковки в размере 5 тыс. руб).