В России начиная с 1 апреля вводятся водительские удостоверения нового образца. Изменения затронут внешний вид только оборотной части пластиковых прав: там появятся новые категории и подкатегории. Они были введены 5 ноября 2013 года, когда вступили в силу новые поправки к закону «О безопасности дорожного движения», однако соответствующий приказ об изменении дизайна удостоверения глава МВД Владимир Колокольцев подписал только 19 марта: спустя неделю после официальной публикации он вступает в силу.
В частности, теперь в водительских удостоверениях появится категория «М» — для мопедов. Такие права будут выдавать с 16 лет, но те, у кого уже есть действующие права любой категории, также получат права на управление данным транспортным средством.
Также появятся категории Tm — трамваи и Tb – троллейбусы, подкатегории А1 — легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см, В1 — квадроциклы и трициклы, С1 — грузовики массой до 7,5 тонны, D1 — автобусы до 16 мест. Также появляются и такие подкатегории, как С1Е и D1Е. Они дадут право на управление машинами соответствующих подкатегорий с прицепом.
Еще одним важнейшим нововведением с 1 апреля станет появление отметки Automatic Transmission Only: она будет стоять у тех, кто проходил обучение на автомобиле с автоматической трансмиссией. Такие водители не будут иметь права управлять автомобилем с механической коробкой передач.
Те же, кто проходил обучение, которое с недавних пор разрешено только в автошколах, на механике, будут иметь доступ на управление и машиной с автоматом.
Впрочем, пока никаких особенных изменений водителей не ждет: в правительстве никак не разработают программы обучения для новых категорий и подкатегорий, а также методику приема экзамена в ГИБДД. Это значит, что в автошколах пока все останется по-старому. То же касается и приема экзамена на машине с автоматической коробкой передач: как принимать такой экзамен, пока нигде не прописано, а значит, все остается по-прежнему.
Специально приходить в ГИБДД для получения новых прав тоже не нужно: замена будет осуществляться в естественном режиме, при плановой замене действующего удостоверения.
Именно из-за отсутствия программы обучения ГИБДД в преддверии летнего сезона пока не будет выдавать права обладателям скутеров и мопедов. Впрочем, понимая, что вины водителей в задержке нет, в ГИБДД пообещали не штрафовать нарушителей до того, как методика обучения будет принята, а в Госавтоинспекции начнут наконец выдачу прав. А это значит, что из-за волокиты уже с завтрашнего дня тысячи старшеклассников могут совершенно безнаказанно гонять на мопедах, не опасаясь никакого взыскания.
Задержка с введением необходимых подзаконных актов произошла из-за затяжного спора между Минобрнауки и Минтрансом о том, кто именно должен этим заниматься.
В итоге миссию поручили Минобрнауки. Поначалу шла речь о том, что чиновники могут успеть разработать все необходимые методики к новому 2014 году, однако и спустя три месяца после этого срока ни одной программы пока не принято. В середине марта стало известно, что ведомство все же разработало необходимые методики, которые радикально меняют систему обучения водителей в автошколе. В частности, упор будет сделан на психологию будущего водителя, а сам курс обучения станет заметно дольше.