Программа льготного автокредитования в 2014 году продлена не будет. Вместо этого Минпромторг направит меры государственной поддержки в отрасль грузового и автобусного транспорта, причем с учетом экологических норм. Кроме того, власти продолжат ужесточать требования к локализации автопроизводства — на рассмотрение правительства уже внесен проект постановления об ограничении госзакупок импортных автомобилей для чиновников.
Об отказе от программы льготного автокредитования в текущем году в понедельник заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров во время отраслевого совещания в Нижнем Новгороде. Мероприятие с участием высокопоставленных чиновников посетили топ-менеджеры ведущих автомобильных компаний.
«Программа льготного автокредитования хорошо сработала в 2013 году, но в 2014-м господдержка в первую очередь коснется грузового и автобусного транспорта, причем с учетом экологических норм. Я имею в виду газомоторное топливо», — отметил Мантуров.
По словам министра, производители легковых автомобилей и так получили существенную господдержку в прошлом году. Также хороший задел на 2014 год создали корпоративные программы, действовавшие у самих автопроизводителей.
«Сформирована широкая база, которая должна быть использована для стимулирования покупателей. Вряд ли я могу сегодня пообещать быстрые меры в этой части. У нас должны работать экологические нормы, это тоже одна из стимулирующих мер по переходу от старого автомобиля к новому», — добавил глава Минпромторга.
Выступая с докладом, Мантуров отметил, что те производители, которые имеют высокий уровень локализации, могут получить дополнительную прибыль в нынешней макроэкономической ситуации, когда курс рубля заметно снижается. Он призвал автопроизводителей как можно быстрее наращивать использование производимых в России автокомпонентов, сырья и материалов, производимых в России, выполняя и опережая взятые на себя обязательства в рамках соглашения о локализации промышленной сборки.
При этом глава Минпромторга указал на тот факт, что возможностей для этого у производителей достаточно. По его словам,
общий уровень локализации автомобильного производства иностранных моделей сейчас составляет около 45%. При этом уровень локализации автокомпонентов не превышает 20%.
«Естественно, делать это нужно не в ущерб качеству конечной продукции, — отметил Мантуров. — Поставщики должны соблюдать высокие стандарты, а государство, в свою очередь, будет содействовать росту спроса на автомобили, которые будут производиться в нашей стране. Для этого будут использоваться стимулирующие инструменты экологического характера, госзакупки и другие меры.
Тем не менее главное, над чем придется поработать автопроизводителям, именно увеличение объемов локального производства.
Так, чтобы увеличить уровень реализации отечественных машин, на рассмотрение правительства внесен проект постановления об ограничении госзакупок импортных автомобилей для чиновников.
«Мы обсуждали с коллегами разные формы, инструменты, которыми можно было бы и правильно было бы воспользоваться. В первую очередь это такие инструменты, как корректировка нормативной базы за счет ограничения закупки ведомствами и субъектами РФ импортного автотранспорта», — отметил Мантуров, добавив, что документ будет принят в ближайшее время.
В ходе встречи министр отметил, что в течение ближайших 5–10 лет российский рынок останется одним из самых перспективных в мире.
В частности, это будет сделано за счет растущего уровня автомобилизации и обновления устаревающего автопарка. Так, уровень автомобилизации в России составил в 2013 году 270 автомобилей на 1 тыс. человек. При этом средний возраст легковых автомобилей в стране составляет 12 лет, автобусов — 15 лет, грузового транспорта — 19 лет.
Также на совещании выступил замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Он напомнил, что в 2013 году продажи на российском автомобильном рынке сократились на 5,7%. Наихудший объем производства в 2013 году за последние несколько лет продемонстрировал сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV). Причиной тому, по словам Рахманова, послужил ряд макроэкономических параметров, в частности, в 2013 году был зафиксирован достаточно «умеренный уровень роста экономических параметров».
Тем не менее чиновник подчеркнул, что министерство намерено и дальше двигаться к выполнению поставленных перед ним задач. Одна из которых состоит в том, что
80% всех продаваемых в России автомобилей должны быть отечественного производства.
«Нас отделяет всего 4,4% от цели, которую мы поставили на 2020 год, — заявил Рахманов. — Я надеюсь, что те меры, которые были приняты в 2013 году, также внесут определенный вклад в достижение поставленных задач».
По словам замминистра, объем реализации машин по льготной госпрограмме автокредитования составил в 2013 году 276 640 единиц.
При этом 80% автомобилей, реализованных по госпрограмме, — отечественного производства.
Объем финансирования льготной программы автокредитования составил 8,6 млрд руб.
Кроме того, 30 российских автопредприятий смогли провести техническую модернизацию своих мощностей — на это было затрачено 3,25 млрд руб. Было перевезено 64 392 автомобиля, произведенных на Дальнем Востоке, что стоило 4,9 млрд руб. Также была осуществлена реконструкция технической базы ФГУП «НАМИ», что стоило государству еще 0,7 млрд руб.
На встрече с экспертами авторынка Рахманов также озвучил планы развития отрасли на 2014 год. При расчетах специалисты приняли во внимание, в частности, динамику ВВП, цену нефти, курс российской валюты. В итоге было сформировано несколько сценариев развития событий, в зависимости от которых будут применяться различные меры государственной поддержки.
«На сегодняшний день в федеральном бюджете запланированы меры господдержки на техническое перевооружение в размере 5,3 млрд руб.,
продолжится субсидирование перевозки автомобилей на Дальнем Востоке, — рассказал Рахманов. — Также мы будем работать над теми мерами, которые приведут к обновлению автопарка и мер и сделают российские автомобили более экологичными. Эти меры смогут полностью реализовать себя только в 2015 году».
Отметим, что встреча состоялась на Горьковском заводе группы ГАЗ. Здесь было запущено производство новой модели автобуса особо малого класса «Газель Next». В текущем году предприятие намерено произвести до 5 тыс. автобусов «Газель Next», каждый из которых рассчитан на 19 посадочных мест. В 2015 году возможно увеличение объема производства на 25–30% в зависимости от ситуации на рынке.