В руководстве ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), отвечающего за организацию работы платных парковок в Москве, озабочены резкой активизацией мошенников, скупающих у жителей центра ненужные им резидентные разрешения на льготную парковку. Официальная стоимость такого годового резидентного разрешения для жителей центра составляет 3 тыс. руб., однако находчивые бизнесмены перепродают полученные разрешения всем желающим в 15–20 раз дороже, что составляет 45–60 тыс. руб.
При этом стоимость годового абонемента на парковку между Бульварным и Садовым кольцом для нерезидентов составляет 120 тыс. руб., а в пределах Садового кольца (включая Бульварное) — 160 тыс. руб. Пользователь, который приобрел такой абонемент, получает право на бесплатную парковку ежедневно с 6.00 до 24.00.
Таким образом, получив «серый» абонемент у перекупщиков, можно сэкономить около 100 тыс. руб. и к тому же оставлять машину на стоянке круглосуточно.
Однако далеко не всегда автолюбителям, решившим пойти на такие уловки, удается получить резидентное разрешение. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь ГКУ «АМПП» Ксения Бордуленко,
мошенники все чаще продают разрешения сразу нескольким людям, а получив платежи, просто испаряются.
По словам Бордуленко, в АМПП стали постоянно поступать подобные обращения как напрямую из департамента транспорта, так и из полиции. Кроме того, зачастую людям, которые думают, что купили подобное разрешение, начинают приходить штрафы за неправильную парковку, поскольку мошенники их обманули и не внесли номера автомобилей в базу данных.
«Никакого материального воплощения у резидентного разрешения нет, резидент при оформлении разрешения просто вписывает номер в заявление о его выдаче. Возможно, мошенники и выдают автолюбителям какие-то бумаги, но они недействительны», — пояснили в ведомстве.
Проблема стала особенно острой, поскольку обладатели «серых» разрешений, которые ездят на работу в центр, воруют парковочные месте у жителей центра, лишая их возможности поставить автомобиль у своего дома.
«На данный момент человек, который имеет право на резидентное соглашение, может вписать в него любого человека и любой автомобиль, — объясняет Бордуленко. — Чтобы вписать в это разрешение автомобиль, не обязательно быть его собственником. Мы сделали это для того, чтобы жителям было удобно. Но ситуация обернулась таким образом, что жители стали перепродавать эти разрешения. Сейчас мы опасаемся того, что такие мошенники будут еще более активно воровать парковочные места».
По словам Бордуленко, всего 15% резидентов на момент запуска платных парковок в пределах Садового кольца оформили резидентные разрешения. Остальным это было «просто не нужно». И те люди, которым не нужно два резидентных разрешения на льготную парковку, которые полагаются на одно домовладение, стали их продавать посредникам.
Наказание за нелегальную коммерческую деятельность при этом предусмотрено только для посредников. К тем, кто приобрел это резидентное право, не могут быть применены никакие санкции. В АМПП признают, что у них нет никакой возможности вычислить, кто приобрел это право на льготную парковку легально, а кто – нет.
Поэтому привлеченные эксперты пришли к выводу, что пресечь подобные нарушения можно только при помощи ужесточения правил оформления резидентных разрешений.
В частности, свои предложения подготовил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства России Михаил Блинкин. Эксперт считает нелегальную перепродажу резидентных разрешений массовым явлением.
«Достаточно забить запрос в «Яндекс», и мы увидим, что услуга пользуется популярностью, — говорит Блинкин. — Если какое-то благо продается по разным ценам для разных категорий людей, то мошенничество будет неизбежно. Все резидентные льготы, предложенные мэром, – способ сглаживания общественного конфликта. Ими должны пользоваться только те, кто живет в центре исторически. Новым жителям центра, которые только покупают здесь квартиру или тем более арендуют ее, такие льготы не должны быть доступны. Переселяясь в центр, люди должны понимать, что жизнь здесь дорога. Эта аксиома известна любому жителю, к примеру, в Японии или США. Здесь держать автомобиль сложно и дорого».
По мнению эксперта, выдача резидентных разрешений должна быть максимально персонализирована.
«К примеру, человек владеет конкретной квартирой либо зарегистрирован в ней, и владеет конкретным автомобилем. Чиновник проверяет эти данные и выдает ему разрешение на льготную парковку конкретного автомобиля.
Еще одним вариантом избавления от посредников может стать практика выдавать разрешения не конкретному человеку, а товариществу собственников жилья», — считает Блинкин.
При этом он уверен, что городские власти должны честно доносить до жителей, «что использовать автомобиль в центре – это сложно и дорого».
«Обещать, что в центре города замечательное московское правительство даст возможность с комфортом парковать автомобили, — нельзя. Конечно, такие заявления легко делать научному работнику, но, конечно, политикам и депутатам на встречах с жителями в этом будет сложно признаться», — говорит Блинкин.
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов признает, что действия мошенников привели центр к парковочному коллапсу.
«В прошлом году было выдано 15 тыс. резидентных разрешений, а в этом уже 20 тыс. При этом количество свободных машино-мест на улицах составляет 16,5 тыс. В итоге на улице возникает дефицит свободных мест для парковки, — говорит Скворцов. —
Люди приезжают, а все места заняты теми, кто купил себе «серые» разрешения. В итоге люди паркуются в несколько рядов, на пешеходных переходах. Получается, что город себе не может позволить обеспечить всех жителей центра льготными разрешениями на стоянку.
При этом, если посчитать количество квартир, то общее количество резидентных разрешений может составить порядка 100 тыс. Я считаю, что нужно выдавать такие разрешения многодетным семьям, инвалидам и их родственникам, гражданам, которые реально проживают в центре и имеют зарегистрированный на них автомобиль. По всем остальным, кто только только формально там прописан или не пользуется автомобилем, нужно принимать отдельные решения.
Также разрешения должны выдавать на парковку в тех районах, где непосредственно живут люди. Плата же за парковку в других местах центра должна взиматься на общих основаниях».
В АМПП признают, что предложения эффективны с точки зрения ограничения мошеннической деятельности. Поскольку они затрагивают и интересы жителей центра, вопрос вынесен на обсуждение с муниципальными депутатами, которые в свою очередь должны обсудить этот вопрос с жителями в течение следующей недели. В ходе встреч жители смогут предложить свои варианты решения проблемы либо предложения экспертов. Окончательный ответ от муниципальных депутатов должен поступить в АМПП в конце марта.