Проектно-изыскательские работы по строительству транспортного перехода, соединяющего Россию с Крымским полуостровом, будут проводиться в максимально сжатые сроки. К концу 2014 года должен быть выбран оптимальный вариант строительства будущего транспортного коридора между полуостровом и остальной частью страны. Об этом президенту Владимиру Путину на совещании, посвященном транспортным проблемам Крыма, сообщил министр транспорта Максим Соколов.
В ходе совещания Владимир Путин напомнил, что над Керченским проливом должен быть возведен как автомобильный, так и железнодорожный мост.
Каким образом будет реализовано данное требование, пока не ясно, однако министр транспорта заявил, что помимо разработки проекта моста, совмещенного с железной дорогой, будет прорабатываться возможность прокладки туннеля по дну Керченского пролива.
Соколов подчеркнул, что на данный момент решение правительства о порядке разработки Технико-экономического обоснования (ТЭО) по строительству Керченского моста уже принято. На этот год, по словам министра, запланированы проектно-изыскательные работы. Соответствующий тендер уже размещен на сайте госзакупок — работы оцениваются в 384 млн руб.
В связи с тем что геологические и климатические условия для строительства в этом месте достаточно сложные, оптимальный проект будет выбран из ряда предложенных вариантов.
После того как проект будет сдан, Минтрансу потребуется некоторое время на реализацию проектных решений, а уже после этого можно будет начинать строительные работы.
По словам Соколова, максимально быстрый выход на стадию строительства является основным приоритетом Министерства транспорта.
Реализовывать проект строительства транспортного перехода будет недавно созданная компания ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив» (ТПКП; дочерняя компания ГК «Автодор»). Именно она и разместила тендер на разработку ТЭО.
Все варианты инженерных изысканий должны быть готовы к середине осени 2014 года. К этому же времени должна проясниться ситуация с точной стоимостью и источниками финансирования строительства.
Министр транспорта считает, что возведение автодорожного моста обойдется как минимум в 50 млрд руб. Однако если проект будет предусматривать его совмещение с железной дорогой, то стоимость строительства увеличится до 100 млрд руб.
Для сравнения, стоимость строительства автомобильного моста на остров Русский во Владивостоке составила 34 млрд руб.
Куратором проекта и гендиректором ТПКП назначен Александр Афанасьев. Именно он в качестве главы одной из структур «Росавтодора» ранее отвечал за строительство моста на остров Русский, возведение которого было приурочено к саммиту АТЭС.
О своей заинтересованности в разработке проекта уже заявили некоторые потенциальные исполнители. В частности, о готовности принять участие в проработке проекта сообщили в РЖД.
Проявляет интерес к проекту и экс-мэр Москвы Юрий Лужков. В начале 2000-х он уже обсуждал с президентами Украины и России планы по строительству моста или туннеля и предлагал свои варианты. По мнению Лужкова, инвестиции в проект по строительству моста могут окупиться за 10 лет.
«Переход в Крым сделает путь из Кавказского региона в европейские страны короче на 700–800 километров», — заявил в среду бывший столичный градоначальник. По его мнению, проект может быть не только политически, но и экономически выгодным. Однако лишь в том случае, «если будет реализован на условиях частно-государственного партнерства».
Лужков отметил, что с удовольствием вернулся бы к этой теме.
Президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов считает, что на строительство моста может уйти до четырех лет. «Основная проблема заключается в том, что нынешний Градостроительный кодекс не позволяет начинать подготовительные работы до того, как проект не будет сдан. При Советском Союзе такая возможность была, что позволяло экономить год-два на сроках строительства крупных объектов», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.
«Опыт подобного строительства у российских специалистов большой, — считает Скворцов. — Недавно был сдан мост на остров Русский, есть также совмещенный с железной дорогой мост через Амур».
Скворцов считает, что у Александра Афанасьева, который будет курировать стройку, есть хороший опыт по реализации проектов такого масштаба. Эксперт также отметил, что в России есть множество компаний, которые в состоянии быстро и качественно выполнить проект такой сложности.
«Стоимость строительства одного и того же моста с одинаковым количеством пролетов сильно зависит от климатических и геологических особенностей местности, — отметил Скворцов. —
Поэтому сказать на данном этапе, в какую сумму обойдется мост через Керченский пролив, очень сложно».
Россия и Украина начали активно обсуждать строительство транспортного перехода через пролив в 2010 году, а в 2013-м было подписано двухстороннее соглашение о строительстве. Теперь же, ввиду присоединения Крыма к России, мост будет возводиться исключительно за счет российских инвестиций.
Самый первый мост через Керченский пролив был построен в 1944 году. Спустя несколько месяцев после открытия его опоры не выдержали ледовой нагрузки — мост разрушился и был полностью разобран.