Во вторник Конституционный суд (КС) начал рассматривать дело о конституционности статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, предусматривающих повышенный размер штрафа для автомобилистов Москвы и Санкт-Петербурга.
В 2012 году в Госдуме были проведены поправки в административный кодекс.
В итоге за некоторые нарушения ПДД сейчас в Москве и Санкт-Петербурге приходится платить больше, чем в других регионах России.
Речь идет об остановке или стоянке в неположенном месте, использовании выделенной полосы, нарушении правил движения в жилых зонах, несоблюдении запрета на движение грузового транспорта.
За это КоАП предусматривает для москвичей и петербуржцев санкции в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. При этом для водителей других субъектов Федерации штрафы в несколько раз меньше. Например, за стоянку в запрещенном месте в регионах платят 1,5 тыс. руб., а в Москве и Санкт-Петербурге — 3 тыс. Грузовики-нарушители облагаются в регионах штрафом в 500 руб., в мегаполисах — 5 тыс. руб.
В 2012 году депутаты Госдумы приняли поправки в КоАП не единогласно, нашлось 95 сомневающихся. Именно они обратились сейчас в Конституционный суд. Депутаты считают, что административный кодекс вводит разные штрафы за одинаковые нарушения в зависимости от субъекта Федерации. Из-за этого нарушается конституционный принцип равенства граждан перед законом.
Уполномоченные от заявителей на заседание КС во вторник не приехали. Депутат Ярослав Нилов, инициатор обращения в КС, первоначально собиравшийся лично прибыть в Санкт-Петербург, в итоге прислал письмо, попросив перенести заседание на другой день, поскольку присутствует на выступлении президента Владимира Путина перед Федеральным собранием. Депутат Сергей Иванов не прибыл по неизвестным причинам.
В итоге выступали с трибуны КС только представители госорганов. Они настаивали, что КоАП не нарушает Конституцию, предписывая повышенные штрафы для водителей в Москве и Санкт-Петербурге.
— Мы считаем, что законодатель был вправе определить места совершений деяний, города Москва и Санкт-Петербург, в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения. Это не противоречит Конституции».
Полпред президента в КС Михаил Кротов оправдал КоАП «острой транспортной проблемой в густонаселенных городах, выполняющих столичные функции». Кроме того, по словам Кротова, штрафы направляются в бюджеты Москвы и Петербурга и «используются для программ по улучшению дорожной ситуации».
Представители Москвы и Петербурга поддержали действующие сейчас в этих городах повышенные штрафы.
«Даже однократное нарушение ПДД способно повлечь масштабное затруднение в движении транспорта, — сказал Старовойтов. — Нарушаются права тысяч граждан, десятки трамваев встают в пробку, наносится вред безопасности, происходит перебой в работе госорганов».
По данным чиновника, аварийность на самых проблемных дорогах Москвы в 2013 году снизилась по сравнению с 2012 годом на 17%, погибших и раненых стало меньше на 19%.
«Тут все в комплексе, есть эффект и от размера санкций», — подытожил Старовойтов.
Представитель губернатора Санкт-Петербурга также заявила, что нормы КоАП, касающиеся автомобильных штрафов, «не противоречат Конституции».
Им предстоит сделать нелегкий выбор. С одной стороны, Москва и Санкт-Петербург уже и так сильно отличаются от остальной России и по уровню жизни, и по наличию «отдельных», «исключительных» законов. С другой — мегаполисам действительно угрожает транспортный коллапс, бороться с которым государство предпочитает крупными штрафами.
По данным «Газеты.Ru», КС огласит решение в апреле.
Кандидат юридических наук Виктор Вэскер к инициативе относится положительно:
«Конечно, решение делить водителей на тех, кто живет в Москве и Санкт-Петербурге, устанавливая им повышенные штрафы за нарушение ПДД, и на всех остальных несправедливо. При этом установленные штрафы в Москве и Санкт-Петербурге несоизмеримо выше тех, что, к примеру, действуют в Рязанской или Калужской областях. Они выше даже не на 10–15%, а в разы.
Эксперт уверен, что вне зависимости от решения КС сам факт рассмотрения жалобы будет иметь положительный эффект:
«Часто действия ЛДПР можно рассматривать как пиар, поэтому хорошо, что они выдвинули именно эту инициативу. И то, что Конституционный суд взялся ее рассматривать, большой успех.
С законодательной точки зрения юрист считает деление водителей по географическому признаку вполне обоснованным, хотя и не согласен с этой практикой.
«Определенная доля логики в действиях федерального законодателя существует. Это касается, в частности, и транспортного налога — во всех субъектах РФ он разный, и в Москве опять-таки установлен один из самых высоких, — считает Вэскер. — Каждое административное нарушение на дороге влечет определенные последствия, и в Москве и Санкт-Петербурге штрафы действительно выше. К примеру, если водитель в Москве бросил машину на Садовом кольце, то образовалась огромная пробка. А если водитель под этот же знак неправильно поставил машину на улице Ленина в Ульяновске, то затора не образуется.
Эксперт «Газеты.Ru» опасается, что взимание повышенных штрафов за парковку может войти в практику и в других областях.
«Если мы уже выделяем москвичей и жителей Санкт-Петербурга и применяем к ним повышенные нормы административной ответственности за нарушение парковки, то завтра их могут ждать новые ужесточения за другие нарушения», — предполагает Вэскер.