Пробки поищут в Конституции

Власти поддержали в КС высокие дорожные штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга

Никита Зея, Алина Распопова
Конституционный суд РФ начал рассматривать жалобу депутатов Госдумы от фракции ЛДПР на штрафы за нарушение ПДД в Москве и Санкт-Петербурге. В двух столицах водители платят больший штраф, чем в провинции. Депутаты считают, что это нарушает конституционные права москвичей и петербуржцев. Представители властей мегаполисов, напротив, объясняют повышенные штрафы тяжелой ситуацией с пробками.

Во вторник Конституционный суд (КС) начал рассматривать дело о конституционности статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, предусматривающих повышенный размер штрафа для автомобилистов Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2012 году в Госдуме были проведены поправки в административный кодекс.

В итоге за некоторые нарушения ПДД сейчас в Москве и Санкт-Петербурге приходится платить больше, чем в других регионах России.

Речь идет об остановке или стоянке в неположенном месте, использовании выделенной полосы, нарушении правил движения в жилых зонах, несоблюдении запрета на движение грузового транспорта.

За это КоАП предусматривает для москвичей и петербуржцев санкции в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. При этом для водителей других субъектов Федерации штрафы в несколько раз меньше. Например, за стоянку в запрещенном месте в регионах платят 1,5 тыс. руб., а в Москве и Санкт-Петербурге — 3 тыс. Грузовики-нарушители облагаются в регионах штрафом в 500 руб., в мегаполисах — 5 тыс. руб.

В 2012 году депутаты Госдумы приняли поправки в КоАП не единогласно, нашлось 95 сомневающихся. Именно они обратились сейчас в Конституционный суд. Депутаты считают, что административный кодекс вводит разные штрафы за одинаковые нарушения в зависимости от субъекта Федерации. Из-за этого нарушается конституционный принцип равенства граждан перед законом.

По мнению заявителей, разные штрафы могут способствовать расколу страны по региональному признаку.

Уполномоченные от заявителей на заседание КС во вторник не приехали. Депутат Ярослав Нилов, инициатор обращения в КС, первоначально собиравшийся лично прибыть в Санкт-Петербург, в итоге прислал письмо, попросив перенести заседание на другой день, поскольку присутствует на выступлении президента Владимира Путина перед Федеральным собранием. Депутат Сергей Иванов не прибыл по неизвестным причинам.

В итоге выступали с трибуны КС только представители госорганов. Они настаивали, что КоАП не нарушает Конституцию, предписывая повышенные штрафы для водителей в Москве и Санкт-Петербурге.

«Такое решение было вызвано особенностями двух мегаполисов, дорожная обстановка в которых критическая, — заявил представитель Совфеда в КС Александр Саломаткин.

— Мы считаем, что законодатель был вправе определить места совершений деяний, города Москва и Санкт-Петербург, в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения. Это не противоречит Конституции».

Полпред президента в КС Михаил Кротов оправдал КоАП «острой транспортной проблемой в густонаселенных городах, выполняющих столичные функции». Кроме того, по словам Кротова, штрафы направляются в бюджеты Москвы и Петербурга и «используются для программ по улучшению дорожной ситуации».

Представители Москвы и Петербурга поддержали действующие сейчас в этих городах повышенные штрафы.

Алексей Старовойтов, первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, заявил, что в столице коэффициент загруженности дорог в 18 раз выше, чем в среднем по России.

«Даже однократное нарушение ПДД способно повлечь масштабное затруднение в движении транспорта, — сказал Старовойтов. — Нарушаются права тысяч граждан, десятки трамваев встают в пробку, наносится вред безопасности, происходит перебой в работе госорганов».

По данным чиновника, аварийность на самых проблемных дорогах Москвы в 2013 году снизилась по сравнению с 2012 годом на 17%, погибших и раненых стало меньше на 19%.

«Тут все в комплексе, есть эффект и от размера санкций», — подытожил Старовойтов.

Представитель губернатора Санкт-Петербурга также заявила, что нормы КоАП, касающиеся автомобильных штрафов, «не противоречат Конституции».

Судьи КС слушали выступающих задумчиво.

Им предстоит сделать нелегкий выбор. С одной стороны, Москва и Санкт-Петербург уже и так сильно отличаются от остальной России и по уровню жизни, и по наличию «отдельных», «исключительных» законов. С другой — мегаполисам действительно угрожает транспортный коллапс, бороться с которым государство предпочитает крупными штрафами.

По данным «Газеты.Ru», КС огласит решение в апреле.

Кандидат юридических наук Виктор Вэскер к инициативе относится положительно:

«Конечно, решение делить водителей на тех, кто живет в Москве и Санкт-Петербурге, устанавливая им повышенные штрафы за нарушение ПДД, и на всех остальных несправедливо. При этом установленные штрафы в Москве и Санкт-Петербурге несоизмеримо выше тех, что, к примеру, действуют в Рязанской или Калужской областях. Они выше даже не на 10–15%, а в разы.

При этом в столице и так уже действуют жесткие правила эвакуации. Мы платим 3 тыс. руб. за нарушение парковки, 5 тыс. за эвакуацию и по 1 тыс. за каждый день стоянки».

Эксперт уверен, что вне зависимости от решения КС сам факт рассмотрения жалобы будет иметь положительный эффект:

«Часто действия ЛДПР можно рассматривать как пиар, поэтому хорошо, что они выдвинули именно эту инициативу. И то, что Конституционный суд взялся ее рассматривать, большой успех.

Даже если суд откажет ЛДПР, но даст свою грамотную правовую оценку, мы уже сможем на нее опираться и использовать для дальнейшей защиты наших прав».

С законодательной точки зрения юрист считает деление водителей по географическому признаку вполне обоснованным, хотя и не согласен с этой практикой.

«Определенная доля логики в действиях федерального законодателя существует. Это касается, в частности, и транспортного налога — во всех субъектах РФ он разный, и в Москве опять-таки установлен один из самых высоких, — считает Вэскер. — Каждое административное нарушение на дороге влечет определенные последствия, и в Москве и Санкт-Петербурге штрафы действительно выше. К примеру, если водитель в Москве бросил машину на Садовом кольце, то образовалась огромная пробка. А если водитель под этот же знак неправильно поставил машину на улице Ленина в Ульяновске, то затора не образуется.

Но хотелось бы, пересекая нашу страну от Москвы до Владивостока, четко понимать, что за конкретное правонарушение мне грозит один размер штрафа вне зависимости от того, где я нахожусь».

Эксперт «Газеты.Ru» опасается, что взимание повышенных штрафов за парковку может войти в практику и в других областях.

«Если мы уже выделяем москвичей и жителей Санкт-Петербурга и применяем к ним повышенные нормы административной ответственности за нарушение парковки, то завтра их могут ждать новые ужесточения за другие нарушения», — предполагает Вэскер.