Падающий рубль спасает иномарки

Российский авторынок сократился на 2% по итогам февраля

По итогам февраля российский авторынок сократился на 2% — за минувший месяц было реализовано 206 476 новых машин. Эксперты отмечают, что продажи в феврале превзошли ожидания, что напрямую связано с падением курса рубля: покупатели, боясь скорого подорожания, не упустили возможность приобрести иномарки по низким ценам.

В феврале 2014 года объем продаж на российском автомобильном рынке снизился на 2% (4187 машин) в сравнении с тем же месяцем прошлого года. Продажи новых автомобилей по итогам января-февраля 2014 года сократились на 4% (13 602 единицы) в сравнении с аналогичным периодом 2013-го — такие данные приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

«В феврале поведение рынка дало основание надеяться на достижение прошлогоднего уровня продаж в ближайшее время, — комментирует итоги месяца председатель АЕБ Йорг Шрайбер. — Активность в рознице была выше, чем обычно в этот сезон, что подогревалось опасениями по поводу слабеющего рубля и, как следствие, роста цен на импортные автомобили».

Соответствующий опережающий рост клиентских заказов должен положительным образом сказаться на мартовских продажах, но оставляет открытым вопрос о стабильности потребительского спроса по мере продвижения ко второму кварталу текущего года, считает Шрайбер.

Главный игрок авторынка — «АвтоВАЗ» — в январе-феврале 2014 года продал 54 543 автомобиля Lada, что меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19%. Второе место у компании Renault, которая реализовала по итогам двух месяцев 29,615 машины (–1%). Японский производитель Nissan благодаря хорошему спросу на модели Almera и X-Trail показал рост (28%), что позволило ему подняться по итогам 2014 года на третье место (по итогам февральских продаж Nissan и вовсе занимает второе место).

Самый лучший показатель по итогам двух месяцев у Honda: продажи производителя выросли на 56% (4,413 автомобиля) в сравнении с этим же периодом в 2013 году. Уверенно чувствуют себя «немцы»: несмотря на кризис, растет спрос на премиальные автомобили Mercedes-Benz (26%) и BMW (12%).

Наибольшие потери среди автокомпаний понесла корейская Daewoo: по итогам двух месяцев продажи упали сразу на 34%. Кроме того, заметный спад наблюдается у «УАЗ» (–28%), SsangYong (–25%), Ford (–21%) и Peugeot (–20%).

Среди конкретных моделей лидирующую позицию по продажам по-прежнему удерживает Lada Granta — «АвтоВАЗ» реализовал по итогам двух месяцев 19,535 автомобиля. При этом продажи модели сократились на 14% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. Еще более существенно упали продажи моделей Kalina (5-е место) и Priora (9-е место) — на 21% и 27% соответственно.

Поднять общие продажи заводу в Тольятти помогает хороший спрос на модель Largus. За январь-февраль 2014 года продажи выросли на 33% в сравнении с прошлым годом (7-е место).

Модель Hyundai Solaris, сохранившая второе место, потеряла 1% по итогам двух месяцев — 15 607 проданных автомобиля. Рост спроса на 16% зафиксирован в январе-феврале на модель Renault Duster, которая занимает третью строчку. За первые два месяца текущего года был реализован 13 131 автомобиль.

Единственное изменение в Топ-10 по моделям — перемещение Nissan Almera с 10-й на 8-ю строчку (4,481 автомобиля). Японский бюджетный седан потеснил на одну строчку модель Renault Logan (6792 автомобиля, –8%).

Стоит отметить, лидирующие по количеству продаж (и входящие в Топ-10) производятся в России.

Самый большой прирост продаж по итогам января-февраля показали модели Toyota RAV4 (126%) и Corolla (58%), а также Nissan X-Trail (41%).

Значительное падение продаж по результатам двух месяцев — у модели Ford Focus: спрос на третью генерацию модели сократился на 41%.

Аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов считает, что оживление авторынка в феврале не является положительной тенденцией.

«Люди пошли покупать импортные автомобили из-за падения курса рубля. В дальнейшем же это приведет к спаду продаж новых машин из-за роста цен на иномарки», — заявил «Газете.Ru» эксперт.

— Если предположить, что курс стабилизируется в ближайшее время, то можно рассчитывать на сокращение автомобильного рынка на 5% по итогам года».

Эти ожидания подтверждаются аналитическим агентством «Автостат»: по его данным, 19 автомобильных компаний уже объявили о повышении цен на свою продукцию. Причина, по которой производители вынуждены поднять цены, кроется в существенном росте курса доллара и евро.

По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, при падении рубля постепенно поднимать цены будут не только зарубежные компании, но и отечественные.