Lada нацелилась на Европу

Renault будет продвигать бренд Lada на зарубежные рынки

«АвтоВАЗ» станет прибыльным к концу 2016 года, уверено руководство Renault. В ближайшее время французы хотят вывести бренд Lada на европейский рынок, в частности в страны Западной Европы. При этом топ-менеджеров Renault не смущает потеря €34 млн в прошлом финансовом году из-за участия в «АвтоВАЗе». Российские эксперты называют присутствие марки Lada в Европе утопией и уверены, что дальше Белоруссии и Казахстана продажи не пойдут.

Объем продаж «АвтоВАЗа» в 2013 году сократился на 12%. По данным финансового отчета, который был опубликован в четверг, в 2013 финансовом году Renault потерял от участия в «АвтоВАЗе» €34 млн. При этом по итогам 2012 года производитель остался в плюсе, заработав на сотрудничестве $186 млн.

Между тем генеральный директор французской корпорации Карлос Гон перспективы «АвтоВАЗа» оценивает оптимистично, невзирая на текущие проблемы предприятия. Основные надежды он возлагает на нового директора тольяттинского автогиганта Бу Андерссона. Гон полагает, что усилиями Андерссона «АвтоВАЗ» станет прибыльным уже в 2016 году.

«Проблемы очевидны. Во-первых, рынок сократился, во-вторых, именно сейчас осуществляются большие вложения для реорганизации завода в Тольятти, — оценил ситуацию Гон. — Поскольку инвестиции пришлись на момент неблагоприятной рыночной конъюнктуры, последствия оказались еще более заметны».

Руководство Renault намерено помочь марке Lada достичь безоговорочного лидерства не только на российском рынке, но и в соседних странах.

Так, Гон считает, что Lada в скором времени должна стать «брендом номер один» в сопредельных с Россией странах. Одним из основных направлений экспорта может стать Западная Европа.

«Наша первоочередная задача — заложить основу лидерства в России и занять не менее 20% рынка. Затем мы планируем начать восстанавливать позиции «Лады» в соседних странах, где многие люди уже хорошо знают эту марку», — заявил директор Renault.

Согласно планам высшего руководства, выход бренда Lada на зарубежные рынки будет осуществляться постепенно. В Renault уверены, что доступные и надежные российские автомобили встретят хороший спрос со стороны потребителей во многих динамично развивающихся странах, с которыми у России давно налажены связи.

Несмотря на оптимистические заявления руководства Renault,

российские эксперты оценивают перспективы развития «АвтоВАЗа» на международной арене довольно сдержанно.

Так, по мнению гендиректора тольяттинского агентства «Автостат» Сергея Целикова, перспектива успешной конкуренции бренда Lada на зарубежных рынках весьма далека.

«Текущие модели завода не будут продаваться в развивающихся странах — слишком высокая конкуренция и по цене, и по качеству, — рассказал «Газете.Ru» Целиков. — Если предположить, что у «АвтоВАЗа» все будет хорошо,

даже через десять лет Lada едва ли сможет стать «маркой номер один» где-нибудь, кроме Казахстана».

«За два-три года «АвтоВАЗ» не успеет сделать новые конкурентоспособные модели. Единственный вариант для альянса — создавать что-то на новой глобальной платформе Renault и продавать это под именем Lada. — считает Целиков. — Может, что-то получится с новым поколением «Нивы» — эта модель и сейчас поставляется небольшими партиями за рубеж».

Руководитель Auto-dealer.ru Олега Дацкив считает, что реализовывать план по экспорту нужно только в краткосрочный период.

«Для России Lada — это стратегический проект, который поддерживает Владимир Путин. Поэтому планы по завоеванию зарубежных рынков, скорее всего, будут связаны с государственной поддержкой, — рассказал Дацкив «Газете.Ru». — Гон должен реально представлять, за счет чего Lada сможет конкурировать с заграницей. Для этого, безусловно, необходимы новые модели».

По мнению эксперта «Газеты.Ru», в первую очередь речь может идти о таких странах, как Белоруссия и Казахстан.

«Насчет Украины уже не уверен, что у них получится там закрепиться. Бренд Lada в Западной Европе — это утопия.

Больше 10 тыс. машин в год там продаваться не будет, а продвигать бренд и реализовывать при этом автомобили в таких объемах просто невыгодно экономически. Страны Восточной Европы — это реально, но только при условии, что присутствие там бренда Dacia будет сокращено», — считает эксперт.

До 2013 года «АвтоВАЗ» стабильно показывал прибыль. Эксперты считают, что этому в основном способствовала государственная поддержка. Так, прибыль, которую получал завод, достигалась за счет переоценки беспроцентных государственных кредитов. В 2013 году «АвтоВАЗ» перестал показывать условную прибыль и, учитывая сокращение объемов продаж, по мнению аналитиков, потерпел убыток, равный 7 млрд руб. В январе 2014 года глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон заявил о сокращении 7,5 тыс. сотрудников завода из-за неблагоприятного финансового прогноза.