В четверг «АвтоВАЗ» выступил с официальным заявлением о предстоящем массовом сокращении персонала. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-центре предприятия, в 2014 году в общей сложности будут уволены 7,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. — это сотрудники группы РСиС (руководители, служащие и специалисты).
Кроме них под сокращение попадут сварщики, штамповщики и представители других рабочих специальностей.
Приказ о кадровых сокращениях подписал новый президент «АвтоВАЗа» швед Бу Андерссон, сменивший на этом посту Игоря Комарова и официально возглавивший завод 14 января. Ранее Андерссон возглавлял группу ГАЗ, где также зарекомендовал себя как жесткий управленец: при нем с предприятий, входящих в группу, были сокращены около 50 тыс. человек.
Рабочие «АвтоВАЗа» опасались, что подобная участь грозит и им: в СМИ циркулировала информация о том, что с автозавода уволят более 20 тыс. человек. Однако пока сокращения выглядят менее масштабными.
На заводе увольнения объясняют желанием обеспечить устойчивую прибыльность компании, которая пошатнулась после падения продаж продукции автозавода.
«На «АвтоВАЗе» разработан комплекс неотложных мер для улучшения экономики предприятия, который состоит из более чем 120 мероприятий, которые касаются корректировки производственной программы, контроля и регулирования запасов продукции, работы с оборотным капиталом, работы с дилерами, работы по снижению закупочных цен, сокращению общих затрат, включая оптимизацию затрат на персонал», — говорится от лица Бу Андерссона в официальном пресс-релизе, полученном «Газетой.Ru».
Примечательно, что простые рабочие встретили предстоящие сокращения среди руководства завода с одобрением. «Вообще РСиСовцев давно пора сокращать: они никакой пользы заводу не приносят, — рассказал в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru рабочий конвейера Алексей Матвеев. — А зачем сокращать рабочих, мне непонятно,
у нас на производстве и так недонабор, в итоге «клетки» закрывают зэками, алкашами и наркоманами. Надеюсь, именно таких и будут сокращать».
Тольяттинский журналист Алексей Напылов рассказал «Газете.Ru», что Андерссон буквально на следующий день после своего официального назначения отправился по цехам предприятия, чтобы лично познакомиться с производственными процессами и коллективом. Однако с рабочими пообщаться новому президенту так и не удалось.
«Людей тупо отправили с глаз долой, рассовали по курилкам и подсобкам, оставили только тех, кто получает более или менее приличную зарплату — на случай, если он спросит о доходах, — говорит Напылов. — Ну а сам Андерссон, как говорят свидетели его визита, остался шокирован увиденным.
Он удивился, со слов рабочих, тому, как на хорошем оборудовании можно делать автомобили не самого высокого качества. Потом он зашел в туалет и тут же с ужасом на лице оттуда вылетел — говорит, туда можно только в противогазе заходить.
Ну и мастеру одного из цехов досталось. Бу увидел мусор, валяющийся на полу, поднял его и запихал в пиджак мастеру. В других цехах тут же стали наводить порядок».
В настоящее время на «АвтоВАЗе» работает порядка 66 тыс. человек, и рабочие не верят, что других сокращений не будет. Правда, и анонсированные увольнения вызывают у них вопросы.
«Не понимаю, какая необходимость в этих увольнениях.
На мой взгляд, численность персонала на сегодняшний день оптимальна,
— заявил «Газете.Ru» лидер независимого вазовского профсоюза «Единство» Петр Золотарев. — Более того, работодатель нарушает закон, не предупредив профсоюз о сокращениях за три месяца. Это значит, мы имеем право защищать уволенных в суде и требовать их восстановления на работе. Но пока, добавлю, Бу Андерссон еще никого не уволил».
Эксперты считают сокращения в Тольятти оправданными.
«Сокращение персонала должно положительно сказаться на эффективности производства, — считает гендиректор тольяттинского агентства «Автостат» Сергей Целиков. —
У нового руководства есть стратегия, под реализацию которой рассчитан определенный штат сотрудников.
Все это должно согласовываться с сокращениями инженеров и управленцев и не оказывать негативного влияния ни на сокращение темпов разработок, ни на объемы производства. Тем более что 7,5 тыс. сотрудников — это около 10% от общего числа работников, вполне адекватная цифра, и сокращение в таких объемах не повредит производителю. На многих предприятиях, в том числе и на ВАЗе, можно, при необходимости, найти 7,5 тыс. сотрудников, увольнение которых не повредит производству.
Грубо говоря, 10% бездельников есть в любой организации, в том числе и на ВАЗе».
Эксперт считает, что с приходом Андерссона «АвтоВАЗ» только выиграл.
«Он эффективный менеджер, прекрасно зарекомендовавший себя на ГАЗе. Из всех возможных вариантов Андерссон лучший, — считает Целиков. – С точки зрения сотрудничества «АвтоВАЗа» с Renault-Nissan это тоже сильный ход, потому что его лично знает Карлос Гон. К тому же Андерссон уже довольно хорошо знает Россию: поработав на ГАЗе, он узнал российскую специфику. Таких менеджеров можно пересчитать по пальцам».
«Сокращения никак не скажутся на темпах разработок или объемах производства. Более того, обновление модельного ряда и модернизация производства требуют меньшего числа рабочих мест, — заявил «Газете.Ru» аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов. — Учитывая то, как Андерссон проявил себя на ГАЗе, стоит ждать от него успешного повышения эффективности работы и «АвтоВАЗа».
По его мнению, без жестких мер «АвтоВАЗу» все равно не обойтись.
«Если посмотреть на последние результаты компании, становится очевидно, что ей нужно работать над повышением эффективности,
— отмечает Беспалов. — Поэтому я думаю, что новому руководителю был дан карт-бланш на проведение мероприятий по повышению эффективности предприятия. Если сравнить «АвтоВАЗ» с другими крупными игроками рынка, то определенно у подопечных Андерссона производительность труда намного ниже. Такой шаг должен стимулировать развитие производственной культуры».
Эксперт напомнил, что планы по массовому сокращению рабочих были и у предыдущего главы компании Игоря Комарова.
«Вспоминая историю с его намерениями уволить 20 тыс. сотрудников, сложно сказать, была ли такая возможность с социальной точки зрения тогда. Но очевидно, что сегодня это стало реальным.
Помимо социальной составляющей есть и нормальные бизнес-процессы, которые невозможно поддерживать без таких шагов по повышению эффективности».