Автогигант продаж

Toyota второй год подряд удерживает звание мирового лидера автопрома

Алина Распопова
Второй год подряд Toyota удерживает позиции мирового лидера автопрома. Несмотря на падение продаж на местном рынке, японский автогигант преуспел на мировой арене и вновь обогнал своих основных конкурентов — General Motors и Volkswagen. По мнению экспертов, конкуренция между брендами продолжит обостряться.

Продажи концерна Toyota в 2013 году выросли на 2,4% и достигли 9,98 млн автомобилей. Таким образом, японский автогигант второй год подряд остается мировым лидером отрасли, опережая General Motors (GM) и Volkswagen, которым в 2013 году удалось продать 9,71 млн и 9,7 млн машин соответственно, сообщает Bloomberg.

В 2014 году руководство Toyota ожидает увеличения продаж на 3,4%, чему должен поспособствовать растущий спрос на американском и китайском рынках.

Таким образом, продажи корпорации в текущем году могут достичь 10,32 млн автомобилей. Несмотря на первенство, Toyota всерьез готовится к угрозе со стороны американских производителей. Также японцам придется противостоять агрессивной политике Volkswagen, который все более интенсивно вкладывается в производство в США и Китае.

В России в 2013 году продажи Toyota выросли на 1% и составили 154 812 машин. Самой популярной среди россиян моделью стал кроссовер RAV 4 — 39 885 единиц.

При этом на японском рынке в 2013 году продажи Toyota снизились на 5%, остановившись на уровне 2,295 млн. В компании готовы к тому, что в 2014 году показатели могут снизиться еще сильнее — до 2,18 млн.

Одной их причин спада может стать предполагаемое трехпроцентное увеличение налога на продажи, которое японское правительство планирует ввести с начала апреля.

Toyota впервые стала крупнейшим мировым автопроизводителем в 2008 году, сместив с этой позиции занимавший первое место в течение 77 лет концерн GM.

В 2009 году компания испытывала серьезные финансовые затруднения, связанные с понижением кредитного рейтинга агентствами Moody`s and Standard & Poor`s. Финансовый кризис привел к 35-процентному падению продаж Toyota на рынке США. Кроме того в 2009—2010 годах имиджу корпорации был нанесен серьезный удар из-за масштабных компаний по всему миру по отзыву автомобилей из-за неисправностей, под которые попали миллионы машин.

Тем не менее концерн продержался на вершине до 2011 года, когда природные катастрофы в Японии и Таиланде вынудили компанию значительно сократить производство. Год спустя сильный удар по продажам Toyota, а также других японских производителей нанесли китайские покупатели, объявившие бойкот всем товарам японского происхождения в ответ на территориальные споры между двумя странами.

Для президента компании Toyota Акио Тойоды минувший год стал переломным и наконец-то прошел без потрясений. На китайском рынке в 2013 году ситуация нормализовалась: напряженность, связанная с территориальным спором между двумя крупнейшими экономиками Азии, постепенно спадает. В этом году Toyota рассчитывает продать в Поднебесной 1,1 млн автомобилей.

На глобальном рынке отрыв Toyota от конкурентов продолжает сокращаться. Если в 2012 году японцы обогнали GM на 460 000 единиц, то в 2013 году этот разрыв сократился до 270 000 единиц. Сейчас руководство GM стоит грандиозные планы, как обойти японского автогиганта. Так, в этом году американский концерн только в США собирается вывести на рынок 14 новых моделей

Еще один ближайший конкурент японского автогиганта — Volkswagen — также не теряет надежд возглавить список крупнейших мировых производителей. В ближайшие пять лет немцы инвестируют в производство фантастическую сумму в 84,2 млрд евро. Из них около 1,2 млрд евро будет вложено в производство в России. В целом средства пойдут на резкую активизацию продаж входящих в концерн компаний, включая Audi. К 2018 году Volkswagen планирует поднять свои продажи до 1 млн автомобилей и захватить лидерство на мировом авторынке.

По мнению американских аналитиков, конкуренция между тройкой брендов обострится еще больше.

«Volkswagen — номер один в Китае, GM — номер один в США. Все три автогиганта будут увеличивать объем инвестиций в производство и разработку новых моделей», — считает Санжив Варма, управляющий директор крупного консалтингового агентства Stellar Alliance Group.

Высоких результатов от Toyota ожидают и японские эксперты. «Акио Тойода, внук основателя компании, вернул Toyota в прежнее русло и сосредоточился на создании продукта и достижения долгосрочных целей, — говорит Кота Юзава, аналитик японского подразделения компании Goldman Sachs Group – В прошлом году его усилия стали приносить первые результаты. Экономический цикл только начался, и вполне вероятно, что они продолжат производить качественную продукцию и демонстрировать хорошие цифры».