Камерный режим

«Газета.Ru» изучила российский и мировой опыт борьбы с лихачами

Анатолий Караваев, Даниил Ломакин
В 2014 году число установленных в Москве автоматических камер ГИБДД увеличится в 1,5 раза и достигнет примерно 1,2 тыс. штук. Сделав ставку на технику, столичная полиция, по общему мнению экспертов, сумела добиться не только ощутимого снижения аварийности, но и отучить большинство водителей ездить с превышением скорости. «Газета.Ru» изучила опыт борьбы с лихачами на российских дорогах и за рубежом.

Россия

На российских дорогах стремительно растет количество автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД. Они следят за скоростным режимом на крупных федеральных трассах, вытесняя муляжи полицейских автомобилей, при виде которых водители автоматически сбрасывали скорость и которых с каждым годом можно встретить все реже.

Их функции фактически перешли дорожным знакам, предупреждающим автомобилистов о размещенном впереди автоматическом комплексе фиксации нарушений ПДД. В конце прошлого года ГИБДД обязали устанавливать подобные знаки на законодательном уровне.

«Наших водителей больше всего пугает именно знак «ведется фотофиксация». Поэтому даже не обязательно после него вешать настоящую камеру — можно использовать и муляжи. Такая практика широко распространена в регионах»,

— рассказал «Газете.Ru» источник в ГИБДД РФ. — «Как правило, этого более чем достаточно, чтобы водитель сбросил скорость. А чтобы не привыкали, иногда в этом месте ставится и реальная камера на какой-то период».

Постепенно в стране внедряется и новый тип автоматических комплексов, которые вычисляют среднюю скорость машины на определенном участке и, если она оказывается выше разрешенной, фиксируют нарушение. А вот от переносных комплексов, устанавливаемых на треногах на обочинах магистралей, в Госавтоинспеции постепенно отказываются, прежде всего из-за коррупционного фактора.

Впрочем, важной особенностью российской системы фото- и видеофиксации нарушений является то, что места установки комплексов определяет не ГИБДД, а власти региона, и делают они это порой, руководствуясь своими интересами. «Мы можем дать рекомендации, но решение принимают местные чиновники, — рассказали в Госавтоинспеции. — Неудивительно, что зачастую комплексы устанавливаются не на аварийно-опасных участках дорог, а там, где они и не нужны особо с точки зрения безопасности, зато можно собрать много штрафов и пополнить бюджет».

Помимо камер фиксации в России широко распространены и «лежачие полицейские». Их устанавливают на небольших улицах и возле детских учреждений, а в Волгограде на дорогах уже встречаются 3D — «лежачие полицейские». Художники рисуют их на асфальте перед пешеходными зонами. Приближающемуся водителю кажется, что преграда настоящая, и он сбавляет скорость.

Еще один способ заставить водителя не гонять — скрытое патрулирование дорог. Сотрудники ГИБДД ездят по городу на машинах без опознавательных знаков и фиксируют нарушения на видеокамеры. В России такая практика распространена не очень широко.

«Такие экипажи должны работать в паре с обычными раскрашенными машинами ДПС, которым передается вся информация о нарушителе и которые его уже останавливают».

То, что лихачить в России в последние годы стали меньше, признают и в ГИБДД. Особенно сильно контраст заметен в Москве, где количество камер за последние несколько лет выросло многократно и в этом году должно достигнуть отметки в 1,2 тыс. комплексов. «Сейчас в Москве по МКАД уже никто не летает со скоростью 200 км/ч, люди все время держат в голове большое количество камер и едут так, чтобы не попасть на штрафы. Достаточно пару раз получить «письмо счастья», и человек в любое время суток и на любой дороге будет вести себя уже более предусмотрительно», — отмечает источник «Газеты.Ru» в Госавтоинспекции.

Схожего мнения придерживается депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, а также активисты автомобильного сообщества «Синие ведерки».

Мировая практика борьбы с нарушителями скоростного режима весьма разнообразна, но в целом в разных странах используются одни и те же средства.

Европа

Европейский подход отличается от российского в первую очередь концептуально — ограничение скорости и контроль за его соблюдением имеют скорее предупредительный характер.

К примеру, в Германии и Франции о проведении рейдов водителей оповещают по радио и в интернете. Перед началом участка дороги, на котором установлены камеры, всегда есть предупреждающий знак или электронное табло, которые нельзя не заметить. Кроме того, на автомобильных картах и в навигационных системах отмечены все стационарные радары.

В Германии в городской черте часто встречаются так называемые холостые радары. На табло высвечивается скорость, с которой движется машина, и в зависимости от того, есть превышение или нет, — грустный или радостный «смайлик».

«В Германии за 20 лет число погибших в ДТП снизилось в пять-шесть раз. Прежде всего, там поставили «лежачих полицейских» во всех местах, где дорогу могут переходить дети,

— объясняет активист движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Такая мера дает радикальное снижение смертности, это лучше любых камер. Что касается больших скоростных магистралей, где лежачих полицейских не устанавливают из тех же соображений безопасности, то там используют автоматические камеры, но не где попало, как у нас, а только в аварийно-опасных местах. Ну и плюс к этому там работает скрытое патрулирование, которое, кстати, могут осуществлять и простые граждане. Полиция там раздает радары обычным водителям, которым не все равно, и они сами могут поймать такого нарушителям. Если не брать последний пункт, то в принципе это идеальная модель».

Не стоит забывать, что и штрафы за превышение скорости в Германии, как и Европе в целом, ощутимо выше, чем в России и нередко измеряются сотнями евро.

Британские дорожники отдают предпочтение фоторадарам. Система получения лихачами штрафа такая: радар, зафиксировавший превышение скорости, предупреждает водителя вспышкой. Два таких сигнала обеспечивают водителю штраф, который может быть многократно увеличен в случае третьего предупреждения.

На юге Европы как на второстепенных дорогах, так и на автобанах автолюбителям часто попадаются дорожные патрули. Если нарушитель движется с превышением скорости в левом ряду, чтобы не тормозить поток, его останавливают не движением жезла, а догоняют и приказывают остановиться в специально предусмотренном «кармане».

Уникальная система предотвращения превышения скорости применяется в Италии.

Если водитель двигается в населенном пункте быстрее, чем дозволено, на первом же после радара светофоре он будет остановлен красным светом.

Прокатиться по датским дорогам с ветерком мешают девушки-активистки из движения Speed Bandits, которые стоят на обочинах топлес, держа в руках дорожные знаки. Такие акции признаются датской дорожной службой весьма эффективными: количество нарушений снижается примерно на 30%. Однако иногда скорость движения автомобилей падает настолько, что возникают заторы — многие водители даже паркуются на обочине с целью завести знакомство с одной из обнаженных датчанок.

Похожая мера, применяемая пражскими полицейскими, дала противоположный результат: картонные фигуры девушек-полицейских, облаченных в мини-юбки, привели к росту числа ДТП.

Австралия

Здесь с лихачами борются предельно жестко. Правда, картонных машин полиции здесь не встретишь — местные стражи порядка предпочитают более прогрессивные средства.

Во всех штатах развешано множество полицейских камер, фиксирующих превышение скорости, причем далеко не везде перед такими комплексами висят предупреждающие знаки, поэтому водителям, особенно неместным, приходится быть начеку.

Распространено в Австралии и скрытое автопатрулирование. Нередко для «охоты» местные полицейские используют спортивные автомобили. Зафиксировав нарушение, полицейский внезапно достает мигалку, ставит ее на приборную панель, включает, и этого оказывается достаточно, чтобы остановить нарушителя и выписать штраф.

При этом прав австралийский водитель может лишиться даже при превышении скорости на 30 км/ч. Особенно тяжело приходится начинающим автолюбителям, которые имеют стаж менее четырех лет. К ним местные правила особенно строги.

«Мой знакомый, попавшись на первом году вождения на превышении скорости на 10 км/ч, потом три месяца сидел без прав,

— рассказал «Газете.Ru» житель Сиднея Сергей. — Помимо этого у начинающих водителей есть дополнительные ограничения по скорости движения. В первый год можно ездить только с сопровождающим, не быстрее 80 км/ч и нельзя передвигаться на турбированных машинах, на второй год — 90 км/ч, на третий и четвертый — не быстрее 100 км/ч. Главный принцип здесь — это эффект неожиданности: никогда не знаешь, когда тебя может поймать камера или скрытый патруль. Поэтому с лихачами особых проблем нет».

Япония



Автомобилистов здесь, помимо привычных методов в виде автоматических камер и «лежачих полицейских», пугают макетами полицейских автомобилей. В отличие от похожих бумажных автомобилей, стоящих на обочинах российских дорог, китайские экземпляры для большего сходства с оригиналом оснащают реальными световыми приборами — «люстрами».

Канада

Креативный способ борьбы с нарушениями скоростного режима придумали канадцы. На дорожное полотно они наклеивают большие фотографии, на которых изображены ямы — разломанный асфальт. Выглядят такие стикеры довольно натуралистично. Правда, непонятно, исследовали ли местные дорожные службы данную меру на предмет возможного увеличения числа аварий, ведь, завидев впереди препятствие, водители начинают предпринимать активные действия — резко тормозить и совершать маневры объезда.