Крупнейший в России производитель легковых автомобилей, тольяттинский «АвтоВАЗ», опубликовал итоги продаж 2013 года.
Согласно официальной информации автопроизводителя, в 2013 году «АвтоВАЗ» продал 534,9 тыс. автомобилей, что на 12,1% меньше, чем годом ранее.
В России сокращение продаж оказалось еще более заметным и составило 15,1% — в общей сложности на отечественном рынке были проданы 456,3 тыс. автомобилей Lada.
Для сравнения, в 2012 году продажи «АвтоВАЗа» сократились суммарно на 4%, а для российского рынка этот показатель составил 7%.
Впрочем, экспортные продажи отечественных автомобилей в 2012-м, напротив, выросли на 11,4%, до 78,6 тыс. машин.
В конце года ситуация с сокращением продаж начала выравниваться – в декабре были проданы почти 47 тыс. машин, что на 5% больше ноябрьских результатов. Тем не менее по сравнению с почти 49 тыс. проданных в декабре 2012 года «Лад» показатель оказался ниже.
Лидером по продажам среди моделей «АвтоВАЗа» остается бюджетный седан Lada Granta – автомобиль купили 167 тыс. раз, что на 37,8% выше показателей дебютного для Granta 2012 года. Вероятнее всего, по итогам года автомобиль окажется лидером российского авторынка.
Новое поколение семейства Lada Kalina появилось в минувшем году, и продажи автомобилей стремительно растут после длительного замедления спроса на прежнюю версию Kalina, связанного со скорым выходом новой машины. В декабре были проданы 8,4 тыс. Kalina нового поколения, что на 51,6% больше, чем в ноябре. Суммарно за год автомобили этого семейства купили 27 тыс. раз. С учетом продаж предыдущего поколения Kalina автомобили под этим названием купили 68 тыс. раз, что делает Kalina второй самой популярной моделью «АвтоВАЗа».
Универсал Lada Largus занял третье место по продажам в линейке «АвтоВАЗа» с результатом в 64 тыс. проданных машин. Спрос на вышедший летом 2012-го автомобиль в минувшем году вырос на 310%.
Классический внедорожник Lada 4x4 пользуется стабильным спросом, который сократился в 2013 году на 5,4%, до 51,7 тыс. машин. Недавно обновленное семейство Priora по итогам года продается не самым лучшим образом – 57,7 тыс. автомобилей, что на 54,2% меньше показателей 2012 года. Впрочем, модернизация Priora может увеличить спрос на автомобиль.
Семейство Samara, ставшее последней моделью тольяттинского предприятия времен СССР, было окончательно снято с конвейера в декабре 2013 года. За этот же год модель была продана в количестве 40 тыс. машин, что на 41% ниже прежних результатов.
Снятое с конвейера еще раньше, в 2012 году, «классическое» семейство Lada по-прежнему попадает в ежегодную сводку продаж автопроизводителя, но с совсем скромными показателями. Так, универсал Lada-2104 в 2013 году купили 4,1 тыс. раз (-87,3%).
На самом предприятии такую динамику объясняют тем, что росту продаж не способствовала экономическая ситуация в стране и пессимистичные прогнозы макроэкономики.
По утверждению представителей компании, это ограничивало желание потенциальных покупателей в приобретении дорогостоящих товаров.
«Запуск новых поколений Lada Kalina и Lada Priora сопровождался временным снижением объема производства, также многие покупатели откладывали покупку в связи с ожиданием более дешевых комплектаций «стандарт» и «норма», — говорится в сообщении компании, поступившем в «Газету.Ru». Кроме того, в компании утверждают, что по-прежнему испытывают сложности с логистикой и поставщиками, которые только выходят на запланированные объемы поставок комплектующих для новых моделей «АвтоВАЗа».
Директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что отрицательный показатель продаж «АвтоВАЗа» может послужить тревожным звонком для остальных участников рынка.
«Рынок сейчас очень плох. Это сигнал для всего рынка, что хороших продаж ожидать не стоит, поскольку «АвтоВАЗ» имел все шансы остаться в районе нуля или даже немного прирасти – все переходные процессы компания закончила в 2012 году. В минувшем году они должны были удержать уровень и продать около 550 тыс. машин», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.
«Нельзя сказать, что переоснастка производства и запуск новых моделей тормозили «АвтоВАЗ» в плане объемов выпускаемых машин – это рынок не позволял этот объем освоить. Тот сегмент, который представляет компания, преимущественно популярен среди старшего поколения и жителей регионов – в Москве и Питере продажи «АвтоВАЗа» не так высоки. Ценовая политика компании такова, что ниже опускаться для тех, кто хочет новую машину, уже некуда», — пояснил эксперт.
По мнению Дацкива, прогнозируемое количество «новых» для рынка людей, покупающих машину впервые, оказалось более низким, чем ожидалось, а это плохой знак. «Если их нет, то остается лишь постепенная замена существующего автопарка – люди не хотят так часто менять машины, а новых покупателей нет», — заключил эксперт.
В 2013 году основными событиями, касающимися «АвтоВАЗа», стал резкий скачок стоимости акций компании – в августе ценные бумаги автопроизводителя без видимых причин выросли сначала на 13%, а затем еще на 10%. Эксперты тогда объяснили динамику возможными спекуляциями, но полноценных подтверждений тому получено не было.
Кроме того, «АвтоВАЗ» в конце 2013 года привлек внимание общественности известиями о смене руководства – Игорь Комаров, который возглавлял компанию с 2009 года, решил покинуть пост ради назначений заместителем главы «Роскосмоса». На вакантную должность совет директоров «АвтоВАЗа» выбрал Бу Андерссона – управленца родом из Швеции, который прославился работой в концерне General Motors, а позже в нижегородской группе ГАЗ, которая за время его работы значительно укрепила показатели.