Кольцо за 300 млрд рублей

«Автодор» привлечет 509,56 млрд руб. из внебюджетных источников на строительство дорог

Алина Распопова
Бюджет на строительство в ближайшие годы скоростных дорог увеличен почти на 150 млрд руб. Согласно обновленной программе деятельности ГК «Автодор», строительство ЦКАД будет полностью завершено уже к 2018 году. При этом бюджетные расходы на эти проекты снизятся. Всего до 2020 года будет построено 2226 км новых скоростных дорог.

Госкомпания «Автодор» подкорректировала свою программу развития до 2020 года. Вместо планируемых ранее 1927 км новых скоростных дорог компания в более короткие сроки построит и реконструирует на 300 км магистралей больше. При этом соответствующие расходы в обновленной программе заметно возросли. Из внебюджетных источников на это вместо 361,152 млрд руб. потратят 509,56 млрд руб.

Как пояснили в самой госкомпании, объемы внебюджетного финансирования вырастут за счет выпуска облигационного займа, в который на возвратной основе будут размещены средства Фонда национального благосостояния (ФНБ).

При этом размер субсидий из федерального бюджета на строительство и реконструкцию дорог не только не увеличится, но даже снизится на 9 млрд руб., до отметки 982,505 млрд руб.

Увеличивать бюджет «Автодору» пришлось из-за изменения сроков и объемов строительства и реконструкции, а также после уточнения строительной длины отдельных участков.

В частности, программа предполагает опережающую реализацию проекта строительства и реконструкции Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).

Новый проект предполагает форсированное развитие ЦКАД, которое будут строить значительно быстрее. В 2014–2018 годах планируется ввести в эксплуатацию 339 км автомобильных дорог, то есть уже к концу этого срока дорога должна быть полностью готова. При этом действующей программой предусматривалось в 2017–2020 годах построить лишь половину магистрали — 171 км.

Как сообщалось ранее, для реализации проекта ЦКАД потребуется порядка 300 млрд руб. Помимо 150 млрд руб. из ФНБ порядка 60 млрд руб. будет выделено из Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), еще 74 млрд — из федерального бюджета. Остальные 76 млрд руб. должны предоставить частные инвесторы. Трасса будет разделена на пять частей, каждую из которых будет финансировать определенная группа бизнесменов. Согласно расчетам Минтранса, ЦКАД действительно можно построить за четыре года. Проект ЦКАД предполагает строительство пяти отдельных пусковых комплексов, которые в итоге и составят единую магистраль.

Увеличить темпы строительства новой кольцевой дороги вокруг Москвы летом этого года поручил президент Владимир Путин. Строительство ЦКАД он назвал одним из самых приоритетных инфраструктурных проектов страны, поручив выделить на его реализацию дополнительные средства из ФНБ.

Именно после решения главы государства «Автодор» и внес изменения в свою программу развития.

При этом на днях стало известно, что Путин создал рабочую группу для усиления контроля за проектами, которые реализуются по его поручению. Свою работу группа начнет именно с проверки финансирования проекта ЦКАД.

Обновленная программа «Автодора» коснулась не только будущей кольцевой магистрали. Быстрее будут реконструировать и федеральную трассу М-3 «Украина». Так, реконструкция на участке 124–194 км запланирована в 2014–2017 годах с вводом в эксплуатацию 70 км дорог в 2016–2017 годах; реконструкция на участке 65–124 км запланирована в 2018–2020 годах с вводом в эксплуатацию 59 км автомобильных дорог в 2020 году (действующей программой реконструкция автомобильной дороги М-3 «Украина» на участке 65–194 км запланирована в 2018–2020 годы с вводом в эксплуатацию в 2019–2020 годах 77 км дорог).

Проект строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 258–334 км (обход города Вышнего Волочка) протяженностью 72 км в 2014 году благодаря изменению программы планируется ввести в эксплуатацию на год раньше — в 2014 году вместо 2015 года.

Новый вариант программы предполагает также строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань на участке обхода городов Балашихи и Ногинска с вводом в эксплуатацию в 2020 году (действующей программой предполагается осуществить только предпроектную подготовку и часть работ по подготовке территории строительства).

Новая редакция программы также учитывает передачу в доверительное управление госкомпании федеральной автомобильной дороги А-107 «Московское малое кольцо» протяженностью 81 км.

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов считает досрочные стройки издержками советских времен. «Нормальный темп — строительство около 50 км дорог в год. Конечно, их можно разбить на участки. Построить за пять лет 339 км качественных дорог возможно, но гораздо сложнее, — рассказал Скворцов. — Строительство ЦКАД нужно, и если выделяются деньги, то, конечно, дорогу необходимо строить. МКАД уже не выдерживает нагрузки».

Эксперт считает, что, ускоряя темпы строительства, крайне важно соблюдать технологические нормы. «Нельзя перебарщивать, нужно соблюдать определённые требования, - говорит Скворцов. - Есть фактор, что до ЦКАД будет доехать тяжело. Интенсивность движения на всех выходах из Москвы крайне высока - Ярославское шоссе, Ленинградское, Волоколамское - по этим направлениям проезжает более ста тысяч машин в сутки».