О неожиданном продолжении скандальной истории с массовой аварией на Северянинском мосту «Газете.Ru» рассказал активист «Синих ведерок» Петр Шкуматов. На этой неделе последствия скандального ДТП он обсудил с главой ГИБДД Москвы Александром Ильиным. Пообщаться с активистом руководство Госавтоинспекции решило после того, как Шкуматов рассказал о ситуации вокруг расследования причин ДТП начальнику ГУ МВД по Москве Анатолию Якунину.
Напомним, что авария с участием примерно 50 автомобилей произошла на Северянинской эстакаде на севере Москвы рано утром 20 октября. После того как асфальт при температуре около +1 в нарушение технологии обработали моющим средством «Чистодор», жидкость быстро начала замерзать и дорога фактически превратилась в каток. В конечном итоге на нескольких участках эстакады произошли массовые столкновения, на все утро парализовавшие движение в центр Москвы по проспекту Мира.
Как позже писала «Газета.Ru», сотрудники ДПС на месте аварии составили протоколы, согласно которым виновными в ДТП стали сами водители, нарушившие п.10.1 ПДД, по которому они должны были двигаться на безопасной скорости, чтобы реагировать на дорожные и метеорологические условия. «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», — говорится в этом пункте ПДД.
Однако, как сообщил Шкуматову Александр Ильин, в ГИБДД понимают, что в массовом ДТП были виноваты не столько водители, сколько коммунальщики.
В полиции считают очевидной их вину, собираясь оштрафовать фирму, устроившую полив, на 300 тыс. руб.
Компания «СолДи», считают в полиции, как юридическое лицо виновна по ст. 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений).
При этом первоначально претензии ГИБДД были адресованы дочернему предприятию столичных властей ГКУ «Кольцевые магистрали». Однако потом выяснилось, что они наняли субподрядчика и внушительный штраф в итоге придется платить все-таки бизнесменам. Впрочем, как выяснилось, штрафовать нерадивых коммунальщиков будет не просто. «Чтобы разобраться в ситуации, полицейские приехали по их официальному адресу, но там никого не было, — рассказал Шкуматов. — Сейчас на тот же адрес отправлено письмо, и если никто не откликнется, «СолДи» оштрафуют без их объяснений».
Впрочем, самим пострадавшим автовладельцам от этого не легче — деньги уйдут в бюджет, а не им. «Из 11 определений ГИБДД, которые я видел, восемь составлены по пункту 10.1. Мое личное мнение, что на месте аварии гаишники их просто «развели», — считает Шкуматов. — Люди сами признались в нарушении, то есть: врезался в кого-то сзади, значит, виноват. А то, что он и затормозить на маленькой скорости и зимней резине даже не мог, потому что каток, это как бы и ни при чем».
По словам активиста, в постановлениях ГИБДД сотрудники полиции зафиксировали факт наличия льда, обозначив ситуацию «зимнее обледенение» дороги.
Однако признать водителей невиновными в полиции, как они сами объясняют, просто не могут.
«Я пытался спросить у руководства ГИБДД, что если есть лед, то зачем вообще было делать виновными водителей, но вразумительного ответа я не услышал. Есть ДТП, значит, должен быть виновный. А виновный у нас всегда только водитель, либо... тоже водитель. Вот и вся логика, — рассказал Шкуматов. — В частности, Ильин мне сказал, что если будет изменен п. 10.1 ПДД, то в этом случае протоколы будут составляться таким образом, что виновником в таких ситуациях сразу будет эксплуатирующая организация. Но пока все так, как сейчас, они будут признавать виновным водителей».
Сетования руководства ГИБДД на нормы ПДД Шкуматов считает обоснованными.
«Закон таков, что они сейчас просто вынуждены работать с обвинительным уклоном,
— считает он. — И вместо того, чтобы помочь водителю, защитить его права, они фактически его обвиняют в том, что он не совершал. Все эти внезапно возникшие ямы, когда люди ломают колеса, эти обледенения — вина коммунальщиков тут очевидна. И ГИБДД надо что-то делать, потому что иначе бессмысленно вкладываться в какую-то пропаганду, отношение к их сотрудникам будет всегда негативным».
По словам Шкуматова, чтобы потребовать компенсации у «СолДи», автовладельцам сначала нужно добиться отмены административного постановления, признавшего их вину. После этого уже можно обращаться в суд с иском к «СолДи». «Ты не можешь ни с кого требовать компенсаций, если сам признан виновным в аварии. Но даже если суд отменит постановление ГИБДД, по моему личному мнению, взыскать с них будет что-то сложно. Если по адресу компании вообще никого нет, то она вполне может быть фирмой-посредником — брать деньги у заказчика и нанимать еще кого-то.
В общем, ситуация безрадостная», — добавил Шкуматов.
Телефон в компании «СолДи» не отвечал. В ГКУ «Кольцевые магистрали» «Газете.Ru» также не смогли прокомментировать ситуацию.