Госдума готовится рассмотреть во втором чтении скандальные поправки, ужесточающие ответственность за нарушения ПДД. В первом чтении законопроект, внесенный в Госдуму в прошлом декабре депутатом Ириной Яровой, был принят еще в мае. Однако после этого документ был существенно переработан и дополнен инициативами лидера партии «Автомобильная Россия» и коллегой Яровой по фракции «Единая Россия» Вячеславом Лысаковым. Завершающий этап согласования законопроекта прошел на этой неделе, когда были улажены последние противоречия с МВД.
— Вячеслав Иванович, можно ли уже говорить, что выработан окончательный вариант законопроекта?
— Я думаю, что на 99% он останется в таком виде. Его еще будут смотреть специалисты Государственного правового управления администрации президента, но я не думаю, что там будут какие-то существенные коррективы.
— Что изменится для водителей после принятия законопроекта?
— По статьям УК о тяжких ДТП, совершенных в пьяном виде, мы вводим нижний порог наказания.
По ч. 4 ст. 264, когда один погибший, будет от 2 до 7 лет лишения свободы, а по ч. 6, когда от двух и более погибших, уже от 4 до 9 лет. Ну и, конечно, вводится уголовная статья за повторную в течение года езду в пьяном виде и за повторный в течение года отказ от медосвидетельствования. Если сейчас это лишение прав на три года и штраф в 50 тысяч, то после появления новой статьи УК это будет лишение свободы до двух лет.
Но диапазон наказаний будет широким: это и очень крупный штраф, и принудительные работы, и колония-поселение. Были опасения, что в места лишения свободы хлынут масса новых уголовников, но на самом таких водителей не так уж и много. К тому же вовсе не обязательно всех именно на зону отправлять. Суд будет исходить из конкретной ситуации и личности обвиняемого.
— То есть реальное лишение свободы все-таки ждет далеко не всех?
— Более того, мы и не хотим этого. Уголовная ответственность — это профилактическая мера, чтобы хоть как-то остановить тех, кого не пугает действующий административный штраф и лишение прав.
— Закон также предусматривает, что в случае смертельного ДТП если водитель сбежал с места аварии, то он автоматически будет признаваться пьяным. И под суд он пойдет как пьяный?
— Изначально мы так и хотели, и я раньше даже уже успел об этом сообщить публично, но в ходе последующих обсуждений от этой нормы пришлось отказаться. Там оказалась прямая конкуренция со ст. 125 УК РФ (оставление в опасности). К сожалению, такую коллизию не пропустили бы юристы, и нам пришлось вычеркнуть этот пункт.
— В среду в Госдуме прошло последнее заседание рабочей группы по подготовке законопроекта. К каким результатам в конце концов удалось прийти?
— Практически все замечания, которые были к тексту, мы, что называется, разрулили. Мы устранили главный камень преткновения, и я согласился пойти на уступки МВД, и запрета на примирение сторон в случае смертельного ДТП в законе не будет.
— Почему в итоге отказались от этого?
— Потому что в вопросе о примирении поправки вносятся в ст. 75 и ст. 76 УК РФ, а значит, и распространяться они должны были не только на ст. 264 УК РФ, но и на все остальные преступления, где есть погибшие. Вопрос этот крайне сложный, требующий дополнительных консультаций, я посчитал, что его пока можно отложить. На самом деле идея о запрете примирения сторон при смертельных ДТП родилась у меня еще шесть лет назад.
Тогда мэр Пятигорска на встречке в общей сложности убил пять человек, но по примирению сторон дело в отношении него было закрыто. Даже денег он никому не заплатил. И с тех пор я хочу исключить возможность таких сценариев.
Но здесь, конечно, всем нужна обстоятельная дискуссия с экспертами.
— Кроме этого будут еще какие-то существенные изменения по сравнению с тем, что сообщалось раньше?
— Да, я решил отказаться от повышения штрафов, которые предусмотрены за наказания, предусматривающие снятие госномеров. Это неправильная тонировка, незаконная установку спецсигналов, отсутствие полиса ОСАГО. Само снятие номера по этим нарушениям упраздняется, но чтобы как-то компенсировать эту поблажку, ГИБДД хотела заметно повысить штрафы за эти нарушения. Их логика в целом понятно: cнятия номеров боятся многие, а небольшой штраф может заплатить любой, а значит, и не будет повода у нарушителя устранять нарушение. Но у нас с 1 сентября и так резко повысились штрафы, мы еще не знаем, дало ли это повышение какой-то эффект, и вновь идти на резкое повышение было бы не совсем корректно по отношению к водителям. Сначала мы приняли идею ГИБДД повысить штрафы, но в итоге в процессе обсуждения этой темы я пришел к выводу, что этот механизм своеобразной компенсации наказания не очень справедлив.
— То есть по этим нарушениям и номера снимать уже не будут, и размер штрафа останется прежним?
— Да, посмотрим, как это будет работать. Если количество нарушений резко вырастет, то штрафы повысить придется.
— Еще одним новшеством может стать разрешение сотрудникам полиции оформлять административное правонарушение, в частности проверять водителей на трезвость без присутствия понятых. Зачем это нужно?
— Мы не отменяем институт понятых, но есть ситуации, когда это невозможно. Есть малонаселенные регионы, где найти ночью понятых просто невозможно, другие ситуации. Чтобы не осложнять жизнь сотрудникам правоохранительных органов, мы разрешили им производить необходимые действия без понятых, но с обязательной видеозаписью происходящего. Просто с понятыми и так не все просто — их и выдумывают, и знакомых вписывают — поэтому, если ну нет их совсем, то, пожалуйста, оформляй без них, но только под видеокамеру.
— Успеет ли Госдума принять законопроект до конца года?
— Я на это надеюсь. К следующей среде мы ждем заключение от Государственного правового управления администрации президента. Потом весь текст еще раз проверят уже наши парламентские юристы.
Если там все нормально будет, то 10 декабря законопроект должен быть рассмотрен во втором чтении. Может быть, удастся до конца года рассмотреть и в третьем, и тогда он может вступить в силу уже с 1 января.
— Его настолько важно принять до нового года?
— Желательно, но если не успеем, то тогда уже к весне. Шансы примерно 50 на 50. Задержка не так страшна, потому что основные пункты закона вступают в силу только с 1 июля 2014 года. Ведь к введению уголовной ответственности за пьяную езду нужно еще подготовиться и МВД. Ведь это совершенно новый порядок оформления повторной пьяной езды, потому что водителя уже надо будет передавать следователю или дознавателю.
— Какого эффекта вы ждете после того, как законопроект заработает?
— Он даст людям реальную защиту от пьяных водителей. Их не так уж и много, где-то 6–7%, но аварии с участием этих мерзавцев — самые тяжелые по последствиям, в них гибнет много людей. Всякое бывает, в первый раз человек может оступиться, и ставить к стенке его не надо. Но если он не извлек уроков и вновь садится за руль пьяным, то церемониться с ним уже не нужно. Тем более что благодаря недавним поправкам непьющим водителям бояться нечего. Если раньше пьяными считались с любой цифрой на алкотестере, отчего часто страдали невиновные, то сейчас восстановлен здравый смысл и просто так уже пьяным никого не признают. Решив эту проблему, мы можем смело принимать жесткие меры против пьяных отморозков за рулем. Я очень надеюсь, что закон будет играть серьезную профилактическую роль.