Подмосковное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отменило итоги восьми тендеров на общую сумму около 60 млн рублей, которые организовало подмосковное ГКУ «Центр безопасности дорожного движения» (ЦБДДМО). Ведомство, подконтрольное Минтрансу региона, планировало модернизировать автоматические комплексы фиксации нарушений ПДД «Стрелка-СТ» (5 тендеров) и закупить запчасти для них (3 тендера).
В частности, модернизация 48 комплексов позволила бы им не только фиксировать превышение скорости, но и научиться распознавать нарушение дорожной разметки, что позволило бы наказывать водителей за езду по обочинам.
Таким способом многие автомобилисты предпочитают объезжать пробки, и за создаваемые при этом неудобства остальные участники движения пренебрежительно называют их «обочечниками». Кстати, штраф за это нарушение с 1 сентября возрос до 1500 рублей.
О предстоящем усилении борьбы с такими водителями в конце октября успели сообщить ряд СМИ, в том числе государственных. Скорую модернизацию тогда же анонсировал и начальник отдела ЦБДДМО Евгений Квасов. Однако в итоге все пошло совсем не так, как рассчитывали чиновники.
Торги успешно прошли на прошлой неделе, и во всех победил основной фаворит — дочерняя компания производителя «Стрелки». Ранее «Газета.Ru» уже рассказывала о том, что конкурирующая компания НПО «Призма», также желавшая поучаствовать в тендерах, еще до подведения их итогов обратилась с жалобой в ФАС.
Глава «Призмы» Сергей Ласкин считает, что чиновники ЦБДДМО специально составили аукционную документацию всех восьми тендеров (готовит ее, как рассказали «Газете.Ru» в Минтрансе, как раз отдел Евгения Квасова) так, чтобы победить в нем мог только приближенный к чиновникам фаворит.
«По итогам заседания все восемь наших жалоб на действия заказчика тендера — ГКУ ЦБДДМО — были удовлетворены, — рассказал «Газете.Ru» Сергей Ласкин. — Я такого исхода не ожидал, но рад, что в ФАС обратили внимание на наши доводы и увидели очевиднейшие нарушения».
Основная претензия Ласкина заключается в том, что заказчик указал, что потенциальному победителю необходимо уже иметь опыт по обслуживанию «Стрелок». Когда же бизнесмен обратился с официальным вопросом к устроителям торгов о том, как этот опыт можно подтвердить, ему ответили, что соискатель должен предоставить соответствующее письмо от компании — производителя «Стрелки».
«ФАС услышала наш довод о том, что блок питания и видеокамеры, которые предполагается установить на эти комплексы, не какие-то эксклюзивные, а продают их в Москве десятка два компаний, — говорит Ласкин.
— Но понятно, что если всех пустить на конкурс, то его может выиграть не тот, кто нужно. Поэтому и придумали это письмо, из-за которого, естественно, участвовать в торгах, кроме производителя «Стрелки», никто не смог».
Необходимость наличия письма была указана не во всех тендерах, но тем не менее и их ФАС отменила из-за других нарушений. В частности, по мнению Ласкина, чиновники так старались обеспечить победу одной компании, что во всех тендерах на модернизацию «Стрелки» указали в качестве требования к электропитанию то же самое, что пишет и завод — изготовитель комплексов. И в тендере, и в документации производителя есть фраза «электропитание комплексов осуществляется от сети переменного тока частотой 45–55 Гц и напряжением 187–242 В по ГОСТ 21218». При этом сам этот ГОСТ, как выяснилось, называется «Разделители резиновые шаровые для трубопроводов. Технические условия».
«Помимо этих были и другие какие-то мелкие нарушения. У нас в каждой жалобе было по 5–6 пунктов. В одном случае они прописали в аукционной документации ГОСТ, который ранее был отменен. Когда мы попросили у ЦБДДМО разъяснений, они дали другой ГОСТ, но и он оказался отмененным. В общем, некомпетентность у них просто махровая, — считает Ласкин.
— Сама комиссия ФАС просто негодовала. Они не понимали, как чиновники ЦБДДМО могли сделать столько ляпов и так грубо нарушить законы. Ведь есть специальная статья в законодательстве, которая запрещает требовать в аукционной документации ссылаться на какой-то опыт у потенциального победителя или его отсутствие».
После провала всех конкурсов провести новые в этом году подмосковный Минтранс уже не успеет. «Так что «обочечники» пока могут спать спокойно. Деньги, выделенные ЦБДДМО на эти тендеры, в итоге вернутся в казначейство. В этом году освоить их уже не удастся — они попросту не успеют провести новый конкурс, — считает Ласкин. — В новом году будет новый бюджет и новый конкурс».
Присутствовавший на заседании в ФАС представитель ГКУ ЦБДДМО Юлия Аграфенина отказалась прокомментировать его итоги «Газете.Ru». «Я не уполномочена давать какие-то комментарии», — заявила она. В пресс-службе областного Минтранса прокомментировать ситуацию «Газету.Ru» оперативно не смогли.