Во вторник в Госдуме планировалось рассмотреть во втором чтении законопроект, ужесточающий ответственность за нарушения ПДД. В частности, депутаты хотят сажать в колонию не только тех, кто совершает тяжкие ДТП, но и за сам факт езды в пьяном виде. В первом чтении поправки были приняты еще в мае, но после этого документ был существенно дополнен.
Один из основных инициаторов его принятия, депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков очень рассчитывает, что поправки будут приняты до нового года.
Однако, как стало известно «Газете.Ru», принятие законопроекта откладывается на неопределенный срок – против выступило правовой департамент МВД.
«Они в целом поддерживают законопроект, но им не понравились некоторые наши формулировки, которые им показались более острыми, чем хотелось бы, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — Но на каждое замечание, каждое возражение нас есть аргументированный ответ, поэтому ничего непреодолимого там нет».
Представителям МВД в частности не нравится, что в некоторых формулировках прослеживается конкуренция УК РФ и КоАП РФ. Но депутат уверен, что это не так — там, где начинает действовать УК РФ, действие КоАП тут же прекращается, и никаких наложений законодательных норм нет.
«В начале следующей недели в Госдуме пройдет заседание рабочей группы с представителями МВД, будем все обсуждать, пройдемся по всем статьям и постараемся расставить точки над i, — отметил депутат. — После этого уже можно будет говорить о новой дате рассмотрения документа. Я все-таки надеюсь, что мы уложимся до конца декабря и поправки вступят в силу».
Но помимо формальных претензий к законопроекту есть и более конкретные. Оказалось, что текущим вариантом законопроекта недовольна его автор депутат-единоросс Ирина Яровая, которая внесла его в Госдуму еще в декабре прошлого года. Она выступает против идеи Лысакова, который предлагает отменить возможность примирения сторон в случае, если в ДТП есть погибшие.
«У нас за деньги человек уходит от какой-либо ответственности, это ненормально, — поясняет свою позицию Лысаков. — Нет денег — сидишь в колонии, есть — гуляй на свободе. Это асоциальная статья. В рамках гражданско-правовых отношений простить у нас может только сам пострадавший, а в данном случае он погиб. Как за него могут прощать родственники? А если они были в неприязненных отношениях?
Так и заказать человека можно — его сбивают, родные получают наследство, а потом прощают виновника ДТП и все довольны.
Ситуации могут быть разные, но моральное право прощать должен иметь только пострадавший, поэтому такая возможность должна быть, только если человек выжил в аварии».
Со слов депутата Лысакова, его коллега по фракции «Единой России» недовольна и тем, что законопроект вышел за пределы поправок в УК РФ и распространится на КоАП. «А как мы могли не выйти за рамки, если все это касается безопасности дорожного движения. А безопасность на дороге — это ведь не только УК, но и прежде всего КоАП, — уверен Лысаков. — Кроме того, ко второму чтению в законопроекте появились технические поправки, которые не успели внести в рамках других законопроектов. Поэтому здесь я со своей коллегой не согласен».
Пресс-секретарь Ирины Яровой Олег Жданов подтвердил «Газете.Ru», что депутат не согласна с нынешней редакцией ее собственного законопроекта. «Она не согласна с его нынешней концепцией и считает, что во втором чтении не должно быть таких поправок, которые кардинально меняют сам законопроект, - рассказал Жданов. - Сегодня Ирина Анатольевна как раз об этом говорила в Совете Федерации на круглом столе по совершенствованию уголовно-правого законодательства. Она призвала депутатов и сенаторов вместе прийти к какому-то компромиссу».
По его данным, само рассмотрение законопроекта во втором чтении пройдет не раньше 10 декабря. «Я сегодня специально уточнял этот вопрос», - подчеркнул Жданов.
Напомним, что если закон вступит в силу, то вместо штрафа в 50 тыс. руб. и лишения прав на три года пьяных водителей-рецидивистов ждет куда более серьезное наказание. За повторную в течение года езду в пьяном виде предусматривается лишение свободы на срок до двух лет с лишением прав на такой же срок. Для этого в УК РФ специально вводится новая статья 264(1).
Кроме того, поправки впервые установят нижний предел ответственности за пьяные ДТП с жертвами. Для ч. 4 ст. 264 УК РФ (один погибший) это от двух до семи лет лишения свободы, а для ч. 6 той же статьи (два и более погибших) от четырех до девяти лет колонии.
Кроме того, законопроект уже в рамках УК РФ приравняет отказ от медосвидетельствования после аварии к совершению ДТП в состоянии опьянения.