МВД РФ по указанию первого вице-премьера Игоря Шувалова подготовило проект поправок в ст. 23.79 КоАП РФ, которыми полномочия по привлечению к административной ответственности нарушивших ПДД на территории столицы водителей передаются от ГИБДД к правительству Москвы. Речь идет только о тех нарушениях, которые фиксируются с помощью автоматических комплексов фиксации – в основном это превышение скоростного режима и выезд на выделенные полосы для общественного транспорта. Также некоторые автоматические комплексы фиксируют нарушения при проезде перекрестков и выезд на встречную полосу.
В общей сложности за 10 месяцев 2013 года из 7 млн административных постановлений о нарушении ПДД около 5 млн было вынесено с помощью автоматических комплексов. Учитывая, что каждое нарушение — это сотни, а порой и тысячи рублей, сумма штрафов, ежегодно поступающая в городской бюджет, измеряется миллиардами рублей.
Инициаторам передачи полномочий выступил заместитель мэра города и глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Свое предложение он высказал еще в июле на совещании под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Идею поддержали эксперты и лично вице-премьер, давший поручение МВД подготовить необходимую законодательную базу.
Текст законопроекта с пояснительной запиской появился в среду на едином портале раскрытия информации о подготовке правовых актов. После двухнедельного обсуждения МВД внесет его в Госдуму, которая и решит судьбу инициативы.
Напомним, что с 1 ноября правительство Москвы уже получило от ГИБДД полномочия по оформлению нарушений правил парковки, прописанных в ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ. Речь идет о нарушении водителями правил остановки и стоянки автомобилей в нарушение установленных дорожных знаков и разметки проезжей части.
Сейчас штрафы с автоматических камер фото- и видеофиксации оформляют сотрудники Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД ГУ МВД России по Москве.
Если передача полномочий состоится, то выписывать автомобилистам штрафы будет недавно созданная городскими властями Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). Именно ее сотрудники с 1 ноября выписывают автовладельцам штрафы за неправильную парковку. Этой же структуре планируется передать и курсирующие по столице «Парконы», которые контролируют оплату парковки в центре Москвы. Сейчас они находятся в ведомстве ГКУ «Центр организации дорожного движения».
В ГИБДД поручение Шувалова не комментируют. В то же время далеко не все считают такую реформу правильной.
«Я с настороженностью отношусь к этой инициативе,
— рассказал «Газете.Ru» депутат Госдумы, глава партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. – Вся опасность в том, что появляется соблазн резко увеличить количество камер, ужесточать запреты для автомобилистов, делать все, чтобы собирать как можно больше штрафов и пополнять бюджет. Ведь если закон примут, то правительство Москвы будет само заниматься организацией дорожного движения, само расставлять автоматические камеры, само наказывать за эти нарушения и само же получать деньги в бюджет. Это очень большое поле для злоупотреблений, для притеснения автомобилистов. Я, конечно, не говорю, что они обязательно будут. Но возможность у московских властей такая появляется. А главное, создается прецедент. А дальше такие же полномочия могут захотеть и другие регионы, где могут сидеть менее добросовестные чиновники, которые относятся к камерам фиксации исключительно как к источнику дохода».
Депутат заявил, что, когда законопроект поступит в Госдуму, он вполне может проголосовать против него.
«Законопроект идет от правительства, которое свои инициативы в Госдуме, как правило, реализует.
Я думаю, вероятность принятия этого закона велика, но мы будем его обсуждать на заседании профильного комитета, и я обязательно скажу свое мнение и проголосую так, как посчитаю нужным», — отметил Лысаков.
По его мнению, если законопроект примут, то заработать он может уже в начале следующего года. «Хотя в тексте нет четкой даты передачи полномочий, и тут все зависит от скорости прохождения и принятия документа», — подытожил депутат.
В правительстве РФ, поддержавшем инициативу столичных властей, придерживаются иного мнения.
«Мировая практика показывает, что, к примеру, во всех европейских и американских городах для взимания дорожных штрафов созданы специальные службы. Шувалов на том совещании понял и поддержал тех экспертов, которые говорили, что сама идея, когда это приходится делать вооруженному полицейскому, неправильная, — заявил «Газете.Ru» федеральный чиновник, участвовавший в июльском совещании у первого вице-премьера. – Должны быть специально обученные люди с современным оборудованием. То же самое и по оформлению нарушений с помощью автоматических камер фиксации.
МВД чрезмерно загружено этим. У них и людей не хватает, и задачи другие: им нужно порядок на улицах поддерживать и заниматься управлением дорожным движением. Поэтому сама процедура останется прежней, просто вместо людей в погонах оформлять нарушения будут гражданские специалисты департамента транспорта Москвы, подготовленные в том числе юридически и технически.
Что касается всех этих разговоров о возможных злоупотреблениях, о попытках специально выписывать штрафов как можно больше, то все это ни на чем не основанные спекуляции. Есть ПДД, дорожные знаки – соблюдай, и никаких штрафов не будет вообще. Тем более что сейчас обо всех автоматических камерах те же дорожные знаки предупреждают заранее».