Мигрантов запретили по ошибке

5 ноября многие водители-мигранты в России не смогли выйти на работу

Евгений Шипилов
После вступления в силу новых правил выдачи прав для водителей-мигрантов по всей стране начались сбои в работе общественного транспорта. В Москве, Свердловской области, на Камчатке и в других регионах страны многие водители не вышли в рейс. Виной тому казус: несмотря на то что штрафовать водителей с иностранными правами смогут только с мая следующего года, запрет начал действовать уже сегодня.

Во вторник вступили в силу кардинальные изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Одним из основных нововведений стала необходимость для водителей-иностранцев, осуществляющих профессиональную деятельность, получать права российского образца.

Компаниям, проигнорировавшим это требование, будет грозить штраф в размере 50 тыс. рублей. Однако наказывать перевозчиков будут только с мая следующего года.

Дело в том, что запрет выпускать в рейс водителей без российских прав изначально должен был также вступить в силу с мая, но из-за технической ошибки он оказался в основном тексте поправок, вступающих в силу 5 ноября. Грубо говоря, законодатели перепутали числа.

Парламентарии успели исправить ошибку в конце октября — прямо перед вступлением поправок в силу. Однако, как оказалось, многие транспортные компании не успели в эти несколько дней подготовить всех своих водителей к получению прав российского образца.

По сути, инспектор ДПС на дороге сейчас не может наказать водителя-иностранца без российских прав или его работодателя. Это подтвердили «Газете.Ru» в ГИБДД России.

Однако многие из перевозчиков все равно боятся санкций — несмотря на то что штрафовать их смогут только с мая следующего года, формально запрет действует уже с сегодняшнего дня.

В итоге утром 5 ноября из разных регионов страны стали поступать сообщения о серьезных сбоях в работе общественного транспорта — значительная часть водителей-иностранцев без прав российского образца не вышла на работу.

Например, в Екатеринбурге в рейс не отправились около 80% водителей. Был выпущен лишь транспорт, которым управляют водители с российскими правами. Из-за отсутствия маршруток муниципальный транспорт был переполнен.

Как сообщает корреспондент «Газеты.Ru» в Екатеринбурге, большинство руководителей автотранспортных предприятий не выпустили своих работников-мигрантов на линии пассажироперевозок. В итоге салоны общественного транспорта оказались переполнены. Многие пассажиры прибыли на работу с опозданием. «Конечно, все руководители-транспортники в курсе отсрочки. Но просто многие сегодня запретили своим работникам выходить на работу, чтобы показать властям, к чему подобные законодательные инициативы могут привести», — рассказал «Газете.Ru» на условиях анонимности один из представителей автотранспортного бизнеса в Екатеринбурге.

«В Екатеринбурге часть маршрутов не выехала в рейс. 37-й, 19-й, 63-й и другие… Уехать было совершенно невозможно, не было предупреждения, простояли час на остановке, дошли пешком с ребенком до школы, естественно, опоздали на первый урок, на остановках много людей, все стоят и ждут, никто ничего не понимает, что с транспортом», — сообщил читатель «Газеты.Ru» из Екатеринбурга.

В Петропавловске-Камчатском порядка 70% автобусов не отправились в рейс во вторник в связи с отсутствием у водителей прав российского образца, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя городской мэрии.

Собкорр «Газеты.Ru» в Санкт-Петербурге сообщает, что в северной столице транспортного коллапса удалось избежать. «У нас в городе, слава богу, транспортного коллапса не было, - рассказал «Газете.Ru» Денис Данилов, представитель компании «Третий парк» - одного из крупнейших перевозчиков Петербурга - Хотя мы до последнего момента, вплоть до сегодняшнего дня, не знали - выйдут ли на маршруты водители, не имеющие российских водительских удостоверений. Буквально с трепетом проверяли сайт «Российской газеты», утром, часов в шесть, увидели, что сроки перенесли - до мая 2014 года. После этого парк выпустил 100% водителей».

Кроме того, несмотря на скорое начало действия запрета, до сих пор не была прописана процедура замены мигрантами своих национальных прав на российские — этот документ находится в разработке. Некоторые перевозчики попробовали самостоятельно отправить водителей на переподготовку, но большинство мигрантов не смогли сдать теоретическую часть экзамена.

Так, ГТРК «Пермь» со ссылкой на главу экзаменационного отдела ГИБДД по городу Сергея Кривощекова сообщает о низком уровне квалификации водителей-мигрантов. Так, по поводу получения прав в отдел обратились свыше 40 человек, но только один из них сдал со второго раза теоретический экзамен.

Многие водители-иностранцы не смогли выйти в рейс и в Москве.

«Аналогичная ситуация была и в Москве, народ ждал транспорта, но, поскольку ввели закон, часть водителей маршруток не вышла на работу. Так и простояли час и решили пойти пешком на работу», — написал «Газете.Ru» пользователь levgrigoriev.

Глава «Мосгортранса» Евгений Михайлов сообщил «Газете.Ru», что во вторник в рейс не смогли выйти около 350 водителей-иностранцев.

«Все водители, которые не имели прав, на рейс не вышли», — заявил Михайлов.

По его словам, сбоев в работе общественного транспорта не наблюдается, а всех водителей-иностранцев отправят на пересдачу экзаменов в течение недели.

«Штраф вступает в силу с мая, а запрет действует уже с сегодняшнего дня, — пояснил Михайлов. — «Мосгортранс» до последнего находился в неведении, но с 1 ноября начали массово и организованно пересдавать экзамены, и, думаю, на этой неделе все завершим».

Депутат Госдумы и глава фракции «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков считает, что в сложившейся ситуации администрация регионов не смогла должным образом провести работу с транспортными компаниями и организовать пересдачу экзаменов.

«К сожалению, местная администрация ничего не сделала для информирования, надо сейчас на транспортных предприятиях организовать подготовку к сдаче экзаменов, иначе будет коллапс, — заявил «Газете.Ru» Лысаков. — Мне уже звонят люди и журналисты.

Автобусы встали, водители побоялись выезжать. Это недоработки местной власти и руководителей транспортных предприятий».

Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников отмечает, что новый закон действительно устанавливает запрет для транспортных предприятий выпускать в рейс водителей без прав российского образца. «В новом законе говорится, что водитель не допускается к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений для осуществления предпринимательской или трудовой деятельности. Этот пункт перенесен на май следующего года. Но есть статья в новом законе, согласно которой юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений. Если ты сам по себе работаешь — можешь ехать, а если ты наемный и над тобой есть должностное лицо, которое принимает решение допускать тебя к управлению транспортным средством или нет, то может и не допустить.

То есть запрет есть, а наказания нет», — уточнил «Газете.Ru» Свешников.

Напомним, с 5 ноября вступил в силу ряд новых правил выдачи водительских прав, которые касаются в том числе граждан РФ. Так, количество категорий водителей увеличится до 10, впервые вводится разделение на тех, кто водит «автомат» и «механику», а сдавать экзамены экстерном будет запрещено. Меняются правила лицензирования автошкол. Подробности читайте в материале «Газеты.Ru».