Необходимость отменить меру обеспечения в виде снятия автомобильных номеров появилась после вступления в силу нового административного регламента. Дело в том, что с 15 октября автовладельцам разрешили изготавливать дубликаты своего автомобильного номера. Это было введено из-за повальной кражи номеров: восстановить регистрационный знак было трудоемко, и мошенники требовали с автовладельца выкуп. Однако тут же и сами владельцы-нарушители, по мнению чиновников, получили новую лазейку: если гаишники скрутили номера, то сделать новые автовладелец теперь может вполне законно в коммерческой компании в любом регионе страны.
«Смысл меры в виде снятия номеров исчез — она изжила себя и уже нецелесообразна», — пояснил «Газете.Ru» один из авторов инициативы депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.
Сейчас согласно части 2 статьи 27.13 КоАП «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации» регистрационные знаки подлежат снятию за езду без полиса ОСАГО, незаконную установку спецсигналов и превышение уровня тонировки автомобиля. Теперь законодатели предлагают эту часть КоАП полностью аннулировать. Взамен за эти нарушения штрафы вырастут в несколько раз — точные суммы будут определены в ближайшие дни после обсуждения в профильном комитете Госдумы.
«Просто из КоАП нужно убрать снятие номеров, при этом повысив ответственность, — говорит депутат. — Это коснется в основном ОСАГО и тонировки. Если раньше люди боялись снятия номеров, то теперь они будут бояться больших штрафов — это значительно эффективнее».
Мера в виде снятия номеров вызывала много критики и до внесения изменений в административный регламент. Сейчас автовладельцу разрешается в течение суток ездить без регистрационных знаков до устранения запрета причин эксплуатации транспортного средства. Такой водитель за 24 часа мог натворить что угодно и при этом использовать машину без опознавательных знаков.
Депутат и глава партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков напоминает, что у ГИБДД есть теперь электронная база, которая также позволит инспекторам ДПС на дороге быстро понять, был ли автовладелец ранее наказан за отсутствие полиса ОСАГО или превышенный уровень тонировки. Не исключено, что если водитель попадется повторно, то наказание за рецидив будет еще жестче. В этом году, например, повышенную ответственность за повторное нарушение ввели за выезд на встречную полосу, проезд на красный, алкогольное опьянение за рулем и существенное превышение скоростного режима.
«Поэтому если человек, например, принципиально отказывается снять пленку и будет задержан повторно, а в базе он уже будет числиться, то он понесет ответственность большую, чем за первый раз», — уточнил депутат.
Новые правила могут вступить в силу уже в этом году. Чтобы ускорить процесс, законодатели планируют включить их в один из профильных законопроектов, уже прошедших первое чтение.
С 1 сентября этого года уже были упразднены временные удостоверения для водителей, так называемые времянки.
Теперь их выдают только в случае утери прав до момента изготовления новых. А в случае нарушения, предусматривающего лишение водительского удостоверения, инспекторы теперь вместо времянки оставляют водителю его собственные права — до вступления в силу решения суда. При этом в случае с пьяными водителями сотрудники ДПС изымают не права, а сам автомобиль, который возвращают после решения суда.
Если нарушитель признается судом виновным, то в течение трех рабочих дней он обязан сам сдать свое удостоверение в ГИБДД, и именно с момента сдачи будет исчисляться срок лишения его прав. У тех, кто не сдаст удостоверение сам, сотрудник ГИБДД при первой же остановке его изымет. Заодно нарушителю выпишут протокол за управление автомобилем после лишения водительских прав.
Это также стало возможно после появление у ГИБДД электронной базы, в которой содержится «история» каждого автомобилиста.
«Инициативу можно назвать логичной, но они сами себе не оставили особого выбора, — считает глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Если раньше снятые инспектором номера возвращали только после устранения нарушения, то с 1 сентября ситуация кардинально изменилась.
Теперь можно легко получить госномера якобы взамен украденных в любой организации, которая имеет соответствующую лицензию на их изготовление. И в ГИБДД поняли, что любой водитель, который ездит с тонировкой, легко сделает себе дубликат номеров, положит их в багажник, и, если у него их снимут, он просто повесит новые и будет дальше спокойно ездить. То есть сама идея снятия госномера полностью потеряла смысл. ГИБДД хотела как лучше для автовладельцев, и спасибо им, что облегчили процедуру получения номеров, но здесь они сами попали в ловушку».
Эксперт считает, что сама мера в виде снятия номеров архаичная. «Такого нет ни в одной развитой стране мира. Штрафы, штрафстоянки — да, пожалуйста. Но чтобы номера… Это все равно что раньше изымали водительские права. Сейчас, к счастью, от этого отказались», — отметил Травин.
При этом он считает, что идея вместе с отказом от снятия номеров увеличить штрафы за те же самые нарушения не слишком разумная.
«Это выглядит как месть автовладельцам, — уверен он. — Вот снять не можем, значит, будем бить рублем. Но у нас сам КоАП выстроен абсолютно бессистемно и непоследовательно. По идее, чем серьезнее нарушение, тем выше должна быть ответственность. А в нашем кодексе такого и близко нет.
У нас за проезд на красный свет светофора — 1,5 тыс. руб., а за езду без номеров — 5 тыс. руб., и получается, что первое нарушение менее опасно, чем второе. То есть у нас самые строгие наказания за то, что реально никакой опасности для людей не несет. И если сейчас еще больше увеличивать штраф за нарушения, по которым уже нельзя снять номера, то это будет еще большая вакханалия».