За первые шесть месяцев 2013 года в России 7846 человек были осуждены по «водительской» 264-й статье УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Согласно статистике Верховного суда (ВС) РФ, 2180 из них были в состоянии алкогольного опьянения, а еще 41 — под действием наркотиков.
Кого осуждают за ДТП
Помимо данных о сроках и видах наказания, в ВС подробно проанализировали и демографические данные водителей-уголовников. Оказалось, что большинство осужденных за аварии с тяжкими последствиями — люди со средним (2719 человек) или средним специальным образованием (2941). Еще 747 осужденных или вовсе не имеют никакого образования, или даже не окончили школу.
И только 1439 водителей (менее 20%) от общего числа имеют высшее или неоконченное высшее образование.
Самая многочисленная возрастная категорий осужденных — люди в возрасте от 30 до 49 лет. При этом 59 подсудимым на момент совершения преступления было от 14 до 17 лет, и они вообще не имели права садиться за руль.
За полгода было осуждено 503 женщины. Тем не менее под уголовную статью за тяжкие ДТП в России нередко попадают даже пенсионерки: обвинительный приговор получили 24 женщины старше 55 лет.
Вопреки расхожему мнению о большом количестве водителей-мигрантов, не знающих и не соблюдающих ПДД, число совершенных ими серьезных аварий относительно невелико. За первое полугодие по ст. 264 УК РФ было осуждено 133 гражданина стран СНГ, еще 33 водителя из стран дальнего зарубежья. У 11 человек не оказалось никакого гражданства.
С иностранцами «соперничают» и чиновники вместе с сотрудниками силовых ведомств.
За полгода к уголовной ответственности за тяжкие ДТП привлекли 98 государственных и муниципальных чиновников, 57 сотрудников правоохранительных органов, в том числе прокуроров и следователей, трех судей или сотрудников суда, а также двух адвокатов и нотариусов.
Неизвестно, попали ли в эту статистику бывшие сотрудники силовых структур, которых нередко увольняют сразу после ДТП, а судят их уже как безработных. Например, осужденный в июне этого года за пьяное ДТП с двумя погибшими скандально известный экс-судья Валерий Сас формально был лишен своего статуса еще в феврале 2011 года, вскоре после аварии. За свое преступление Сас получил пять с половиной лет лишения свободы. Фигурант еще одного громкого дела — подполковник ФСБ Максим Свенский в апреле получил на два месяца больше, но уже за пьяную аварию с четырьмя погибшими. Он был уволен со службы в ноябре 2012 года, вскоре после происшествия.
При этом и силовикам с чиновниками, и мигрантам далеко до простых рабочих. Именно представители этой категории чаще всего устраивали тяжкие ДТП в первом полугодии — 3123 человека.
Второе место досталось более примечательной категории граждан — трудоспособных, но без определенного рода занятий (2814 осужденных). Речь не идет об официальных безработных (таких всего 30 человек) или людях, занимающихся тем или иным бизнесом, — для них есть отдельные категории. Вполне возможно, что именно в эту категорию и угодили Сас, Свенский, а также многие их вовремя уволенные со службы коллеги по силовым ведомствам. Виновники тяжких ДТП оказались во всех слоях российского общества: и среди учащихся и студентов (277 человек), и среди крестьян (51) и военнослужащих (62).
Чаще всего осужденные за серьезные аварии совершали их в сельской местности (3095 человек). Это объясняется тем, что огромное количество крупных ДТП происходит на федеральных трассах, а они почти всегда пролегают за пределами крупных городов.
Как наказывают виновников ДТП
Что касается видов и сроков наказания, статистика наглядно показывает, что в отношении водителей российская судебная система довольно либеральна. Наказание, как правило, назначается значительно ниже максимально возможного. Для того чтобы получить реальный срок, водителю, как правило, нужно совершить смертельное ДТП.
Из 3243 осужденных по ч. 1 ст. 264 УК РФ (ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью, до двух лет лишения свободы) подавляющее большинство (2714 человек) были приговорены к ограничению свободы. Такая мера наказания в своем нынешнем виде появилась в УК только в 2010 году. Осужденному на определенный срок устанавливается ряд ограничений на свободу перемещения, и чем-то такое наказание схоже с домашним арестом.
Иногда суды по данной статье применяют и другие наказания, однако реальное лишение свободы в первом полугодии получили всего 68 водителей, то есть около 2%.
По ч. 2 ст. 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за такой же проступок, но в пьяном виде, ситуация несколько иная. Здесь ограничение свободы практически не применяется — семь человек из 1212 осужденных. В большинстве случаев (801 человек) суд назначает виновникам таких аварий условное наказание, и только треть (396 человек) попали в колонию.
Большинство осужденных за ДТП с одним погибшим также отделались условным наказанием — 1108 человек из 2020. Около половины — 885 человек — отправились в колонию. При этом помимо нескольких человек, приговоренных к ограничению свободы и исправительным работам, двух осужденных просто оштрафовали, а еще троих суд своим решением освободил от наказания в виде лишения свободы «по другим основаниям». Что это за основания, в статистике не указано. Девять обвиняемых были судом оправданы.
Чем более тяжкую аварию устроил водитель, тем меньше шансов у него остаться на свободе. Уже по ч. 4 ст. 264 УК РФ (ДТП в пьяном виде с одним погибшим) подавляющее большинство подсудимых получили реальный срок — 779 из 978.
Но даже в самых вопиющих случаях российские суды иногда проявляют снисходительность.
Из 120 человек, осужденных в первом полугодии за пьяные ДТП с несколькими погибшими (ч. 6 ст. 264 УК РФ), шестерых приговорили к условному наказанию.
Еще одному водителю и вовсе удалось уйти от ответственности: уголовное дело в отношении его было прекращено после примирения с потерпевшими.
При этом даже те, кому не повезло попасть в колонию по ст. 264 УК, почти никогда не получают максимальное наказание. Так, из 114 осужденных по той же самой тяжкой ч. 6 ст. 264 только двум был назначен срок больше восьми лет лишения свободы (максимальное наказание по данной статье — девять лет). Одним из этих двух стал Александр Максимов, устроивший громкую аварию на Минской улице в Москве, в которой погибли семь человек, в том числе пятеро детей.
Даже таким водителям суд, как правило, дает около половины от максимального срока: 57 человек получили от трех до пяти лет, а двое и вовсе отделались сроком до двух лет колонии. В реальности сроки окажутся еще меньше — многие выйдут на свободу благодаря условно-досрочному освобождению.
Трезвым водителям, устроившим ДТП с несколькими жертвами (ч. 5 ст. 264 УК РФ, до семи лет колонии), лишь в каждом двадцатом случае грозит максимальное наказание: 10 человек из 193 осужденных получили более пяти лет колонии. По итогам года в эту категорию попадет и Алексей Русаков, осужденный в августе на шесть с половиной лет колонии общего режима за ДТП, в котором погибли актриса Марина Голуб и ее водитель. Как не раз говорил сам Русаков, если бы не известность погибшей и общественный резонанс, он мог бы рассчитывать на менее строгое наказание. С ним можно согласиться, вспомнив, что и Валерий Сас, и Максим Свенский за более тяжкие преступления получили не только меньший срок, но и отправились отбывать наказание в колонию-поселение. При этом эксперты отмечали, что, если бы не внимание СМИ, оба приговора экс-силовикам были бы еще мягче.
Судебная статистика тоже подтверждает, что Алексею Русакову просто не повезло. Уголовные дела против виновников ДТП, по тем или иным причинам получившие общественный резонанс, нередко превращаются в показательные процессы. В таком случае шансов избежать максимального наказания у обвиняемых немного.