Комиссия Общественной палаты (ОП), Минтранс и общественный совет при МВД в рамках «круглого стола» провели испытания систем автоматической фиксации нарушений ПДД. На подмосковном автодроме Moscow Raceway четыре подобных комплекса в присутствии их разработчиков соревновались, кто лучше распознает закамуфлированные автомобильные номера.
Участники тестовых заездов получили полный карт-бланш.
Чтобы обмануть камеры, водителям разрешили любым способом искажать читаемость номеров своих автомобилей.
В конечном итоге обмануть удалось все камеры.
В соревновании приняли участие комплексы «Автоураган», «Кордон», «Кречет» и «Стрелка-СТ». Специалистов и экспертов больше всего интересовали результаты «Стрелки», так как именно этот комплекс представлен в Москве и Московской области.
Фантазия участников заездов оказалась безграничной, и они нашли немало способов скрыть свой номер. Однако все они предполагают настолько очевидные способы маскировки, что такой автомобиль остановят на первом же посту ГИБДД.
Перевернутый вверх ногами номер, второй регистрационный знак на решетке радиатора, различные пленки, спреи, затертости с помощью наждачной бумаги, дорисованные маркером цифры или буквы и т.д. – это далеко не полный список использованных уловок.
Так, один из участников легко обманул все четыре комплекса, изменив цифры обычным канцелярским «Штрихом».
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов использовал комбинацию способов – наждачная бумага, маленькие светоотражающие шарики и женский лак для волос суперсильной фиксации, которым эти самые шарики удерживаются на номере.
Благодаря этому он изменил букву О в своем номере на С — если бы все было по-настоящему, штраф в этом случае пришел бы другому водителю.
Камеры оказались беспомощны даже перед обычным листком дерева, который закрывал часть номера. Тесты показали, что для того, чтобы комплекс не смог прочитать номер, достаточно закрыть его более или менее плотным материалом.
При этом именно здесь между комплексами нашлись некоторые различия. Так, два комплекса смогли распознать номер, частично закрытый проездным билетом на метро, а еще два комплекса – нет.
Все разработчики по итогам заездов в один голос заявили, что малейшие сомнения при распознавании номера должны трактоваться в пользу автомобилиста.
По общему мнению участников, наибольший эффект при маскировке дает комбинация способов.
А вот всевозможные новомодные специальные пленки и спреи, якобы делающие номер автомобиля невидимым, оказались самой настоящей липой – все без исключения комплексы легко справились с задачей и «поймали» автовладельцев с такими знаками.
Пока водители на своих машинах с азартом нарезали круги по самому современному российскому автодрому, журналисты и эксперты готовились к подведению итогов.
Количество нарушений, ежегодно фиксируемых с помощью автоматических камер, растет из года в год. Только в Москве уже установлено 700 таких стационарных комплексов, еще 110 курсируют по улицам города на базе автомобилей. Представитель столичной ГИБДД подполковник Владимир Бондарев рассказал, что благодаря автоматически камерам в столице на 22% снизилось общее число аварий и на 36% — число погибших в ДТП.
По словам замглавы ГИБДД России Владимира Кузина, в прошлом году из 65 млн административных правонарушений 27 млн было выявлено с помощью автоматических камер.
«Со «Стрелкой» нет почти никаких проблем, жалобы на нее носят единичный характер, — развеял он слухи о несовершенстве данных комплексов. – В основном они касаются человеческого фактора при обработке постановлений». Стоит отметить, что выбор столичных властей в пользу «Стрелки» обусловлен прежде всего ее способностью обрабатывать поток транспорта одновременно на нескольких полосах».
На совещании эксперты обратили внимание, что основной принцип систем видеофиксации, направленный на борьбу с аварийностью, может быть дискредитирован: в регионах камеры используют в основном для пополнения бюджета.
«Сейчас в некоторых регионах комплексы фото- и видеофиксации используются не как средство по повышению безопасности на дорогах, а как средство наполнения местного бюджета, — заявил Петр Шкуматов. — И камеры порой ставятся не там, где они действительно нужны, чтобы снизить аварийность, а там, где соберут больше штрафов с водителей».
Со Шкуматовым полностью согласись и некоторые ученые, призвавшие власти обратить внимание на эту проблему.
Какая из камер показала лучшие результаты, официально станет известно через несколько дней. По итогам состоявшихся заездов и обсуждений организаторы подготовят доклад о состоянии систем автоматический фиксации нарушений. Результаты испытаний обещают донести до премьер-министра.