Москва продублирует Токио

На территории Москвы построят платные скоростные автомагистрали

Евгений Шипилов
На территории Москвы появятся первые платные скоростные дороги. Уже до конца года будут подготовлены предложения по строительству шестиполосного дублера Кутузовского проспекта. Проект реализует ГК «Автодор», отвечающий за эксплуатацию платных магистралей в России. Эксперт Михаил Блинкин, отдавая должное усилиям «Автодора», считает, что при строительстве новой магистрали встанут вопросы с поиском инвесторов и способом оплаты проезда.

Госкомпания Российские автомобильные дороги (ГК «Автодор») до конца года подготовит предложения по строительству северного дублера Кутузовского проспекта в Москве.

Новая трасса станет пилотным проектом по эксплуатации платных скоростных магистралей на территории Москвы.

Об этом «Газете.Ru» рассказал глава ведомства Сергей Кельбах. По его словам, этот вопрос он уже обсудил с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

«Мы до конца года подготовим предложения (по строительству дублера. — ред.), — заявил Кельбах в рамках ХХ Всемирного конгресса по интеллектуальным транспортным системам, который проходит в Токио. – При этом организационно-правовая модель по реализации проекта Северного дублера Кутузовского проспекта уже готова. Мы направили ее московским властям».

По словам Кельбаха, дублер пройдет в створе смоленского направления Малого железнодорожного кольца города. «Отчасти над, отчасти рядом», — пояснил он.

Чтобы госкомпания могла работать в муниципалитете, потребуется внесение определенных изменений в нормативную базу. «Мы в состоянии это будем сделать (построить дублер. — ред.)», — заверил Кельбах.

По его словам, платные скоростные дороги внутри мегаполиса уже доказали свою эффективность в Токио, где подобный опыт применяется с 70-х годов прошлого века. «В Токио это работает прекрасно», — убедился Кельбах. Сейчас в столице Японии специалисты «Автодора» знакомятся с опытом эксплуатации платных трасс и управления транспортными потоками в подобных условиях. В Токио дороги проходят на нескольких уровнях. Все, что находится на нижних уровнях, – бесплатные дороги. Все магистрали в верхних этажах платные. При этом зачастую трассы проходят вплотную к жилым домам – в двух-трех метрах от зданий. За эти неудобства владельцы квартир получают от государства компенсацию.

Именно близость дублера к жилым зданиям провоцирует больше всего споров.

Против строительства новой трассы еще на стадии обсуждения выступала инициативная группа жителей Западного округа Москвы.

Как утверждается на сайте dubleru.net, скоростная магистраль не нужна подавляющему большинству москвичей. «Это транзитная магистраль, чье единственное призвание – сравнительно быстро доставить жителей Подмосковья на работу в Москва-Сити», — говорится на сайте.

К проекту строительства Северного дублера возвращаются не первый раз, однако по разным причинам его реализацию откладывали. Когда трасса будет построена, до сих пор неясно. Кроме того, нужно согласие РЖД, так как трасса пройдет вдоль Малого кольца.

Согласно последним проектным данным, протяженность скоростного дублера составит 11 километров.

Дорога протянется по маршруту от Молодогвардейской развязки до Третьего транспортного кольца в районе «Москва-Сити».

Трасса в каждом направлении будет иметь по три полосы, а в местах примыкания — по четыре. По замыслу проектировщиков, дорога обеспечит выезд из делового центра «Москва-Сити» в западном направлении и разгрузит соседние Кутузовский проспект и Можайское шоссе на 25%. Точная стоимость строительства трассы пока неизвестна, но ранее назывались суммы от 25 млрд до 110 млрд руб.

В ближайшее время в столичном регионе появятся новые платные скоростные магистрали. Уже в конце ноября этого года ГК «Автодор» откроет объезд Одинцово. Также в этом году началась реализация проекта ЦКАД (Центральной кольцевой автодороги). Дорогу планируется открыть в 2018 году. На сегодняшний день в Московской области есть единственный платный участок дороги, который действует на отрезке с 48-го по 71-й км трассы М4 «Дон».

«Со строительством платного дублера Кутузовского проспекта остается ряд вопросов, — рассказал «Газете.Ru» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. – Строительство платной дороги в черте города — это технологический вызов. Она не может быть устроена так же, как существующие платные участки на трассе «Дон». К примеру, в городе физически невозможно будет сделать пункты оплаты со шлагбаумами. Исходя из мирового опыта, платные городские дороги подразумевают бесконтактный съем информации с автомобиля и выписку тем или иным способом платежных документов».

Эксперт считает, что в Москве подобную схему будет трудно реализовать. «Никакая турникетная схема здесь технически точно не пройдет, и здесь нужно как-то выкручиваться», — уверен он.

Второй существенной проблемой Блинкин считает источники финансирования магистрали. «Платная дорога оправдана, когда в ней доминируют внебюджетные деньги. Тогда люди понимают, что она построена не на их налоги, — отметил он. – Ожидать, что инвесторы побегут вкладываться в такую платную дорогу, немного наивно. ГК «Автодор» в целом работает просто великолепно, я внимательно слежу за ее деятельностью, но посмотрите их отчеты — много ли им удалось привлечь частных денег? И причины тут, скорее, макроэкономические: вложения в дороги — это очень долгая окупаемость, при любых тарифах на проезд».

Эксперт затруднился предположить, сколько будет стоить проезд по первой платной дороге Москвы. «Очень трудно это прогнозировать, потому что цена, к сожалению, никогда не высчитывается из чисто экономических соображений», — добавил Блинкин.