МВД и московские власти утвердили соглашение о передаче столице части федеральных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях ПДД. Согласно КоАП, с 1 ноября московским властям передадут функцию по сбору штрафов по ч. 5 ст. 12.16 административного кодекса.
Эта статья предусматривает наказание за «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств».
Для реализации новых полномочий в Москве появится специальная административная дорожная инспекция, которая начнет патрулировать дороги города с 1 ноября 2013 года.
«Инспекция с 1 ноября будет выполнять функции ГИБДД по Москве в части остановки и стоянки транспортных средств, — заявил во вторник глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. — Эта инспекция будет выписывать штрафы. Органы ГИБДД больше контроль за этим осуществлять не будут — функционал переходит к новой инспекции».
Передвигаться дорожные инспекторы будут на специальных автомобилях, оснащенных специальными приборами. «У них будет возможность автоматической фиксации нарушений, переносная аппаратура. Полноценная дорожная инспекция», — заверил Ликсутов. Чиновник заявил, что приоритета в движении для автомобилей инспекции не предусмотрено. «Они будут передвигаться по городу как обычные участники дорожного движения, — подчеркнул Ликсутов. — Кроме того, городские инспекторы не имеют право останавливать транспортные средства. Это могут делать только правоохранительные органы».
В первое время силы дорожных инспекторов будут брошены на борьбу с нарушителями правил парковки.
Так, «гражданские гаишники» смогут в случае необходимости не только решить вопрос об эвакуации транспортных средств, но и сорвать тряпочку или бумагу с номера автомобиля, если водитель его таким образом пытается скрыть. Сейчас в Москве водители действительно массово пытаются спрятать номер от камер, чтобы не платить за платную парковку. К тому же с июля этого года Верховный суд уже признал незаконной норму, по которой автомобилистов, оставляющих на платной парковке свои машины с нечитаемыми номерами или вовсе без таковых, можно было штрафовать на 5000 рублей. Поэтому дорожные инспекторы вручную будут очищать нечитаемые номера машин на платных стоянках, чтобы проехавший мимо «Паркон» смог зафиксировать нарушителя и наказать владельца за неоплату стоянки.
По словам Максима Ликсутова, штат дорожных инспекторов будет насчитывать 500 человек. Это будут только гражданские сотрудники, не состоящие в органах внутренних дел. «Это будут госслужащие, все будут в структуре правительства Москвы.
Сейчас рассматривается вопрос о форме и внешней атрибутике. Форма в процессе разработки, будет красивая», — заверил глава департамента транспорта.
Кроме того, по его словам, готовится регламент взаимодействия между городской административной инспекцией и ГИБДД. Так, при необходимости сотрудники полиции будут оказывать помощь инспекции, равно как и наоборот. Однако как это будет осуществляться на практике, пока не ясно.
Изменение в федеральный закон, передающее московским властям часть полномочий ГИБДД, сопровождалось скандалами и было инициировано в начале этого года столичными властями. Московские чиновники объясняли такую необходимость тем, что штатное расписание городского управления госавтоинспекции не позволяет полицейским должным образом заниматься парковочными проблемами и нарушителями. «ГИБДД будет быстрее выезжать на ДТП, заниматься скоростным режимом. Парковка — это не полицейская функция, и на нее не всегда хватало возможности ГИБДД», — аргументируют в департаменте транспорта.
Более того, в мэрии рассчитывают расширить полномочия городской инспекции и начать администрировать не только парковку, но и все остальные нарушения, которые фиксируются автоматическими камерами.
Так, «гражданские гаишники» будут осуществлять контроль скорости, проезд на красный, выезд на встречку и движение по выделенной полосе для общественного транспорта.
Именно расширения полномочий городских властей в сфере администрирования больше всего опасались в госавтоинспекции. «Завтра они заберут всю 12-ю главу КоАП, а потом скажут: давайте и в других регионах так сделаем. И когда они все заберут себе, встанет вопрос, зачем тогда вообще ГИБДД нужна, — выразил негодование источник в ведомстве. — Самое главное — что меняется вся структура административного кодекса. Теперь городские власти не только сами организуют движение, но сами же будут фиксировать нарушения, сами рассылать штрафы и сами получать их в свой бюджет. Это нарушение принципа разумности и баланса».
При этом источник «Газеты.Ru» в ГИБДД выразил уверенность, что в итоге полномочия дорожной инспекции расширят.
Кандидат юридических наук Виктор Вэскер, который ранее в Верховном суде обжаловал идею властей штрафовать водителей на 5000 рублей за нарушение правил платной парковки, назвал новый виток борьбы московских властей с пробками трагедией для рядовых автомобилистов.
«Проблема и трагедия в том, что у московских властей будут сосредоточены сразу три вида полномочий по администрированию штрафов, — сказал «Газете.Ru» адвокат. — То есть чиновники устанавливают схему размещения знаков, потом контролируют и еще сами взимают штрафы. Получается заинтересованность: чем больше штрафуем, тем больше денег в бюджет. Принцип любого государства — разделять три ветви власти, которые сдерживают друг друга. В Москве теперь эта схема нарушается, и получается в одном лице и законодатель, и палач, это может привести к злоупотреблениям. Водители окажутся в безвыходной ситуации, а у чиновников будет стимул не строить новые парковки, а вводить запреты».
Как будет в Санкт-Петербурге
Отметим, что этот же федеральный закон распространяется и на Санкт-Петербург, однако в городе на Неве вводить дорожную инспекцию пока не планируют.
«Петербург пока не заключал соглашение с органами федеральной власти о передаче полномочий по взиманию штрафов за нарушения правил парковки», — заявили «Газете.Ru» в Смольном.
В правительстве города не исключают, что такое соглашение будет заключено позднее, если опыт Москвы окажется эффективным.
«Пока таких изменений у нас в городе нет, штрафы за парковку выписывают инспекторы ГИБДД, — подтвердил Александр Кобринский, депутат закса, член комитета по законодательству и комиссии по вопросам правопорядка и законности. — Москва к этому долго готовилась, у них есть целая сеть чиновников, которые будут составлять протоколы. Мы к этому не готовы».
Кобринский говорит, что в передаче федеральных полномочий Москве есть нюансы. Например, собирать штрафы будет московский инспектор, а заставить водителей их заплатить может только федеральный пристав. Кроме того, инспекторам городской административной дорожной инспекции нужна зарплата, это потребует расходов городского бюджета, а будут ли эти расходы сопоставимы с доходами от полученных штрафов при том, что Москва гораздо более «автомобилизированный» город, чем Петербург?
«Конечно, нам надо посмотреть, какой опыт получит Москва, что это даст Москве, как будет работать новая городская структура, — говорит депутат. — Я вижу, что в Петербурге инспекторы ГИБДД сейчас работают достаточно эффективно. Правда, есть подозрения, что они зачастую действуют в интересах частных фирм, которые занимаются эвакуацией автомобилей. Но в любом случае штрафы собираются, поступают в бюджет».