Смертельная экономия

Правительство одобрило программу повышения безопасности на дорогах, урезав ее в три раза

Анатолий Караваев
Правительство окончательно утвердило ФЦП по повышению безопасности на дорогах на 2013–2020 годы. Вместо первоначальных 99 млрд рублей на ее реализацию в итоге выделили всего 32,4 млрд. Власти решили сэкономить на капитальных затратах на инфраструктуру и оборудование и сделать акцент на мерах, которые дадут желаемый эффект быстрее всего. Разработчики ФЦП уверяют, что, «похудев» в три раза, она не стала хуже первоначального варианта. Эксперты отмечают, что для эффективности мер нужно обязательно отменить принцип неравенства ответственности на дорогах для разных категорий водителей. Резкое сокращение финансирования ФЦП они считают ошибкой.

В понедельник на заседании российского правительства была окончательно утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения». Ее концепция, предусматривающая суммарные расходы в 99 млрд рублей, была утверждена Белым домом еще в октябре прошлого года. В апреле программу должны были окончательно утвердить, однако тогда к ней нашлись серьезные претензии у экспертов. Документ отправили на доработку, а его принятие отложили на неопределенный срок.

Итоговый вариант ФЦП удивил экспертов. Признавая крайне важную для страны задачу улучшения ситуации с безопасностью на дорогах, в правительстве решили урезать ее финансирование сразу в три раза — до 32,4 млрд рублей. Это в полтора раза меньше аналогичной программы, действовавшей с 2006 по 2012 год.

При этом из федерального бюджета в предстоящие восемь лет на нее планируется израсходовать всего 17,2 млрд. Еще 14,1 млрд потратят региональные бюджеты и 1,1 млрд привлекут из внебюджетных источников.

На заседании правительства его председатель Дмитрий Медведев прямо заявил, что тема дорожной безопасности «для нашей страны весьма злободневная, сохраняет высокий общественный резонанс и касается каждого гражданина».

Выступивший на заседании глава МВД Владимир Колокольцев обозначил главную цель новой ФЦП — сокращение числа погибших в ДТП. В прошлом году жертвами дорожных аварий стали 28 тыс. человек, в правительстве рассчитывают к 2016 году снизить их число на 5,3%, а к 2020 — на 28,8%.

Если текст первоначальной концепции ФЦП доступен в интернете, то как выглядит утвержденная программа в сокращенном виде, пока ясности нет. Тем более что ни Колокольцев, ни Медведев ничего не сказали о причинах радикального сокращения бюджета программы и не пояснили, на чем именно в правительстве решили сэкономить.

«Если посмотреть программу, то ничего катастрофического в сокращении финансирования нет, — заявил «Газете.Ru» гендиректор ФЦП ГИБДД Андрей Погребняк. — Более того, она подразумевает возможность увеличения финансирования после 2016 года. Так что ничего страшного не произошло, ведь успех ФЦП определяется не объемом финансирования, а качеством исполнения».

По словам Погребняка в рамках сокращения расходов на ФЦП были изменены кардинальные подходы к ее реализации.

«Сейчас мы будем делать основной упор на пропаганду и профилактику ДТП. В первоначальном варианте программа предусматривала большие капитальные вложения в дорожную инфраструктуру, например надземные пешеходные переходы, — рассказал гендиректор ФЦП. —

Теперь это все ушло на второй план. Так как результат необходимо получить как можно быстрее, было решено сделать акцент на более эффективных мерах».

Как объяснил Погребняк, программа развития дорог уже существует и действует. «Поэтому нет смысла закладывать и в ФЦП ГИБДД деньги, которые пойдут на решение этих же вопросов», — отметил он.

«Что касается причин сокращения финансирования ФЦП, то с этим вопросом лучше, наверное, обратиться в Минфин или в Минэкономразвития, потому что деньги выделяют они», — добавил чиновник. Он пояснил, что все конкретные мероприятия программы и предложения по их финансированию готовились в дирекции, а решения по ним принимались уже в правительстве.

Глава Института экономики транспорта и транспортной политики при Высшей школе экономики Михаил Блинкин был приглашен на заседание правительства в качестве эксперта и уже ознакомился с обновленной версией программы.

«Расходы были урезаны в основном за счет капитальных затрат на закупку оборудования, строительство инфраструктуры, — рассказал он «Газете.Ru». — Например, это дорогостоящие комплексы фото- и видеофиксации, другие капиталоемкие вещи».

Основные направления обновленной версии программы в понедельник озвучил глава МВД. Так, повышать безопасность на дорогах планируется за счет формирования негативного отношения к нарушениям ПДД, прививания детям навыков безопасного поведения на дорогах, повышения культуры вождения, развития современной системы оказания помощи пострадавшим, усиления требований к подготовке водителей и к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

Бороться с нарушителями ПДД и повышать культуру вождения предлагается за счет усиления форм и методов контроля за автомобилистами и с помощью пропагандистских и профилактических мер.

Повышать безопасность детей на дорогах будут за счет социальной рекламы СМИ и других агитационных мер. Кроме того, предусматривается дальнейшее создание и развитие сети экспериментальных детских автогородков и учебных площадок.

На забыли разработчики и о пешеходах, которые составляют более трети от числа всех погибших на дорогах. Пешеходные переходы продолжат оснащать светофорами, дорожными знаками и разметкой. На проезжей части дорог предполагается установка искусственных неровностей и ограждений, разделение транспортных и пешеходных потоков.

В рамках ФЦП планируется развитие инфраструктуры для более оперативной помощи пострадавшим в ДТП. В частности, планируется усовершенствовать технологии ведения аварийно-спасательных работ и создать трассовые пункты экстренной помощи. Последняя мера позволит медикам и быстрее оказываться на месте аварии. Это увеличит шансы пострадавшим выжить.

По словам Михаила Блинкина, серьезным недостатком программы является игнорирование вопроса о неравенстве прав и ответственности ряда категорий водителей. «У нас в административном регламенте ГИБДД полторы страницы мелким текстом, кого нельзя останавливать сотрудникам ДПС, — возмущается эксперт. —

На одной из конференций коллега из Германии посмеивался, что у них канцлер Меркель на дороге имеет меньше прав, чем в России второй помощник прокурора района. Вот эту проблему надо решать, с этого все начинается. Когда здесь начнутся шаги, тогда и безопасность на дорогах повысится».

Блинкин пояснил, что в рамках подготовки к принятию ФЦП ему сообщили, что данный вопрос не может рассматриваться в рамках программы ГИБДД и должен быть решен только на политическом уровне. «Около полувека назад испанский диктатор Франко с удивлением обнаружил, что его страна в плане безопасности на дорогах заметно проигрывает остальным европейским странам, — рассказал специалист. — Его это очень задело, и вместо принятия ФЦП он просто приказал своим приближенным останавливаться на красный сигнал светофора, в чем они до этого замечены не были. Спустя 50 лет Испания входит в первую десятку стран с самым высоким уровнем безопасности на дорогах.

Все потому, что стандарты поведения, в том числе и на дорогах, задает элита общества. А если кому-то можно нарушать, то можно и всем остальным».

Депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков считает сокращение финансирования ФЦП ошибочным. «Если мы сегодня сэкономим на ФЦП 15–20 млрд рублей, в дальнейшем в годы ее действия мы можем потерять в два-три раза больше. Потерять прямо и косвенно — на последствиях ДТП, снижении и потере трудоспособности, выплатах пособий, внеплановом ремонте дорог и объектов дорожной инфраструктуры, разрушенных в результате ДТП, — заявил парламентарий.

— Где-то можно затянуть пояс, но не в вопросах дорожной безопасности, где потери, прямые и косвенные, исчисляются процентами от ВВП.

В конце концов, это не только сохранение жизни водителей и пешеходов, но и, как бы цинично это ни звучало, экономия средств бюджета». Депутат считает, что за расходованием даже тех средств, что в итоге выделили на реализацию ФЦП, необходим строжайший многоуровневый контроль.