О победе НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) в конкурсе на право реализации проекта «Кортеж» стало известно из сообщения на сайте российского правительства. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
«ФГУП «НАМИ» определяется единственным исполнителем по государственному контракту на выполнение пилотного проекта, что позволяет заключить контракт без проведения конкурса», — говорится в документе.
О старте проекта «Кортеж», предусматривающего создание не только президентского лимузина, но и целой линейки автомобилей, в том числе для лиц, подлежащих госохране, стало известно в 2012 году. В качестве потенциальных исполнителей Минпромторг рассматривал заявки АМО «ЗИЛ», ОАО «ГАЗ», а также Marussia Motors и НАМИ, причем две последние якобы готовили совместную разработку.
В мае этого года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что победитель конкурса станет известен к августу. Тогда он отметил, что к работе над проектом привлекут компанию, имеющую соответствующий опыт. Кроме того, Мантуров подчеркнул, что перед ведомством стоит задача сделать проект коммерчески успешным, то есть чтобы выпущенная линейка автомобилей была востребована на рынке. В частности, помимо лимузина для первых лиц страны в рамках проекта планируется разработать микроавтобус, внедорожник и седан представительского класса.
Однако помимо информации о победителе конкурса никаких других официальных данных о том, что собой будут представлять эти машины, пока нет. Во всяком случае, даже примерные дизайнерские наброски автомобилей, предложенные специалистами НАМИ, пока нигде не публиковались. Нет ответа и на вопрос о том, где именно будет собираться будущая линейка автомобилей, поскольку у самого НАМИ нет соответствующих производственных мощностей.
В пресс-службе НАМИ комментировать победу в конкурсе пока не спешат. «Мы пока ничего не комментируем. Но нам скрывать нечего, и всю информацию по данной теме мы обязательно доведем до СМИ после соответствующих консультаций», — рассказал «Газете.Ru» замгендиректора по связям с общественностью и рекламе НАМИ Андрей Гармай. Он назвал проект НАМИ «очень хорошим» и отметил, что он будет реализован при минимальном иностранном участии. «Нам пока только поручили заниматься этой темой, и наши будущие возможные партнеры станут известны позже, — заметил он. —
Но уже понятно, что основные узлы с большой долей вероятности будут сугубо российской разработкой. При этом у крупных иностранных производителей уже будут какие-то отдельные детали, поэтому, наверное, нам не стоит изобретать велосипед».
По словам Гармая, многочисленные варианты будущего облика президентского лимузина пока не имеют ничего общего с реальным проектом НАМИ. «То, что было опубликовано, в частности, в рамках конкурса cardesign.ru, это скорее некие фантазии на тему, как это могло бы примерно быть. Какой он будет на самом деле, говорить еще рано», — отметил представитель НАМИ.
Между тем «Газете.Ru» удалось узнать некоторые подробности о проекте. Создавать концепты будущих автомобилей будут специалисты компании «Русский автомобильный дизайн» (РАД). До недавнего времени эта фирма, известная участием в разработке «ё-мобиля», просто арендовала у НАМИ помещение. Однако с 2013 года компания стала структурным подразделением института, превратившись в Центр стиля НАМИ. Именно ее разработки и были признаны Минпромторгом лучшими.
Более того, именно РАД был идейным вдохновителем всего проекта «Кортеж», предложив строить не один лимузин, а целое семейство машин на единой платформе. При помощи НАМИ компания смогла заинтересовать этой идеей руководство страны, которое затем объявило соответствующий конкурс.
«Правительство в итоге выбрало предложенные нами стилистические концепции будущей модели, основное направление, — рассказал «Газете.Ru» начальник управления дизайна НАМИ и один из основателей РАД Юрий Черненко. — Предварительные изыскания нами велись уже давно, но после этого решения сейчас начнутся основные работы по проектированию группы автомобилей, прототипов автомобилей, входящих в программу «Кортеж». Техническую начинку машин еще предстоит разработать, хотя заказчик уже выдвинул определенные требования на этот счет. В частности, двигатели должны быть разработаны восьми- и двенадцатицилиндровые».
По его словам, основная концепция при разработке будущих машин заключается в том, чтобы перенимать идеи ведущих западных компаний, но реализовывать их силами отечественных специалистов.
«Наши инженеры будут командироваться на ведущие предприятия отрасли, например Porsche Engineering, будут набираться опыта, и потом они уже здесь будут выполнять все проектные работы,
— рассказал Черненко. — Ключевые агрегаты — двигатель, шасси, коробка передач, кузов — все будет отечественным. Какие-то мелкие детали могут быть заимствованы у зарубежных компаний».
При этом стоимость проекта, ранее озвученная на уровне 15–18 млрд рублей, может оказаться еще выше.
«Мое личное мнение, что озвученные ранее суммы не совсем достаточны для реализации всей этой идеи,
— заявил он. — Должно быть больше. Достаточно просто посмотреть на аналогичные затраты у зарубежных производителей автомобилей, такие работы стоят очень дорого. Правда, пока, вопреки тому, что сообщают СМИ, мы на реализацию это проекта не получили ни копейки», — отметил Черненко.
Глава управления дизайна НАМИ подчеркнул, что часть денег должны вложить частные инвесторы. «Идея проекта в том, чтобы он был окупаемым. Схема с единой платформой направлена как раз на то, чтобы производить автомобили для широкого круга покупателей, — рассказал он. — То есть это не государственный проект без какой-то отдачи, а бизнес-проект. Здесь заложена возвратность средств для тех, кто вложит туда деньги».
По словам Черненко, окончательное место сборки автомобиля еще не определено.
«Если кто-то сейчас будет давать какие-то четкие ответы на этот вопрос, то это будут домыслы, — говорит он. — Даже мы пока ничего не знаем на этот счет. Варианты существуют разные: ЗИЛ, ГАЗ, территория самого НАМИ, но все это пока предварительные наработки.
Здесь еще ничего не утверждено, и все будет решаться уже по ходу реализации проекта».
Между тем еще один источник «Газеты.Ru», знакомый с деталями проекта, считает, что в России производить автомобили для первых лиц государства могут только на ГАЗе. «С самого начала речь всерьез шла о двух площадках — ЗИЛе и ГАЗе, но у московского завода сейчас на самом деле нет никаких производственных мощностей, — говорит источник. — Там надо создавать все заново, и очень сомневаюсь, что производственной площадкой будет ЗИЛ.
Так что реальных конкурентов, если речь идет о серьезном масштабе производства, у ГАЗа просто нет».
Официальный представитель столичного автозавода Татьяна Ломакина отказалась комментировать возможность производства автомобилей для руководства страны. «Эти вопросы лучше адресовать победителю конкурса НАМИ», — отметила она.