— Когда мы увидим на вашем рынке автомобили Datsun?
— Очень скоро. Первое полугодие 2014 года.
— Расскажите, что это будет за автомобиль, как он будет выглядеть?
— Я, к сожалению, не знаю, что вы уже знаете о бренде Datsun.
— Предположим, что наши читатели вообще впервые услышали, что есть такой бренд Datsun и что он будет сейчас производить машины в России.
— Позвольте мне тогда очень быстро рассказать о философии бренда Datsun, тогда станет понятно, почему мы приняли решение вернуть его к жизни и вывести на российский рынок. Когда мы задумались над тем, как будет выглядеть автомобильная индустрия через пять лет, мы увидели, что зарождается совершенно новый слой клиентов. Это молодые современные оптимисты, которые гордятся тем, что родились и живут в России. И их представления о жизни, их отношение к жизни сильно отличаются от тех, которые были в стране раньше, это совсем другие люди. И им прежде всего нужна современная, но доступная машина, которую они смогут себе позволить. И Datsun поставил перед собой задачу создать такой автомобиль.
В этой нише, в этом сегменте у нас нет предложения со стороны бренда Nissan.
Похожая ситуация наблюдается и в других странах, таких как Индонезия, Индия и Южная Африка. Для нас это великолепная возможность представить японский бренд, который является брендом и основоположником компании Nissan и который сможет в будущем поддержать рост самой компании Nissan. И вот это и есть философия Datsun на глобальном уровне. Мы стараемся как можно больше взять из нашего прошлого, так как бренду Datsun около 100 лет. И он имеет очень длинную и богатую историю. Этот бренд продал около 20 млн автомобилей по всему миру. И продавался более чем в 190 странах.
— Российские потребители скорее все-таки не философы, а прагматики. Расскажите о потребительских свойствах нового Datsun, каким будет этот автомобиль?
— Давайте начнем с концепции автомобиля. Концепция состоит из трех частей. Первое — это прежде всего dream — мечта. Дизайн и стиль — это то, на что человек прежде всего обращает внимание, задумавшись о покупке нового автомобиля. Автомобиль Datsun был разработан дизайнерами в специализированном центре Nissan с участием глобальной команды под руководством Коджи Нагано. Шеф дизайнерской команды Nissan Сиро Накамура — это тот человек, который принимал окончательные решения о дизайнерском направлении, о дизайнерском духе нового автомобиля Datsun.
Второе — доступность. Исторически наши покупатели не могли себе позволить современный новый автомобиль. Datsun предоставит им такую возможность. Если говорить о цене, то наши автомобили будут стоить до 400 тыс. рублей.
Третье в нашей концепции — это доверие. Являясь частью Nissan Motor Сo., Ltd., автомобили под маркой Datsun будут обладать японской ДНК, то есть всеми теми свойствами, которые присущи японскому бренду, например надежностью и долговечностью. А значит, наши клиенты смогут нам доверять!
Первый автомобиль Datsun был представлен в июле в Индии. И я вам могу сказать, что тот автомобиль, который будет показан в России и который будет продаваться в России, будет иметь схожую ДНК, что особенно выражено в части дизайна, как и у представленной в Индии машины.
— Как известно, автомобиль Datsun будет собираться на мощностях вашего партнера в Тольятти «АвтоВАЗа». На какой платформе будет построен Datsun?
— Партнерство с «АвтоВАЗом» — прекрасная для нас возможность локализовать производство. Мы будем использовать совместную с «АвтоВАЗом» новую платформу. Честно говоря, мне не очень нравится слово «платформа», потому что оно не очень понятно. Здесь важно отметить, что мы возьмем самое лучшее, что есть в «АвтоВАЗе», поскольку «АвтоВАЗ» является частью альянса Renault-Nissan. Мы возьмем и самое лучшее из Nissan. Поэтому я предпочитаю не слово «платформа», а слово «ресурс». Мы возьмем этот имеющийся ресурс от нашего партнера, который будет поддержан разработкой со стороны японских инженеров Nissan. А они, в свою очередь, должны сделать все, чтобы автомобиль был надежным, качественным, долговечным. И Datsun, как часть группы Nissan, будет выполнять все эти задачи. Поэтому мы не допустим никакого компромисса по качеству.
При этом мы будем локализовывать практически все производство.
Я не готов сейчас назвать вам конкретные цифры, но мы будем стараться локализовать как можно больше. То есть все поставщики будут из России. И благодаря «АвтоВАЗу» мы сможем достичь той самой задачи, которая выражена в нашей концепции словом «доступность». И еще раз, чтобы очень быстро закончить историю. Если вы заметили, Dream (мечта), Access (доступность) и Trust (доверие) образуют слово DAT, которое перекликается с названием бренда Datsun. Так вот когда человек будет инвестировать свой годовой или двухгодовой доход в покупку нового автомобиля, поскольку все-таки покупка автомобиля — это инвестиция и серьезное финансовое вложение, то он должен прежде всего доверять тому автомобилю, который хочет купить. И именно доверие мы будем предлагать нашим клиентам. Прежде всего благодаря тому факту, что Datsun поддерживается огромным опытом глобального концерна Nissan.
— А кого вы видите своими главными конкурентами?
— Мы прогнозируем, что в 2015–2016 годах размер сегмента бюджетных автомобилей, где планирует играть Datsun, достигнет 30% всего рынка. Сегодня в этом сегменте не так много конкурентов. Если у человека есть примерно 400 тыс. рублей, которые он готов потратить на покупку автомобиля, то, приглядевшись к предложению дилеров в рамках этой суммы, он не сможет найти ни одного современного и японского автомобиля. Он, скорее всего, обратится к рынку подержанных автомобилей. Итак, чтобы ответить на ваш вопрос, наш клиент — это тот человек, который впервые покупает новый автомобиль. Это также те люди, которые раньше покупали подержанные автомобили, а сейчас задумываются о новом.
В то же время мы надеемся, что в этом сегменте у нас получится ввести новый опыт, новые стандарты. Это будет современный японский бренд по доступной цене.
И когда я говорю о доступности, я говорю не только о цене самого автомобиля, но и о доступности в его обслуживании. Я не готов сначала продать машину, а потом вообще забыть о своем клиенте. Мы хотим предложить нашему клиенту не только доступный автомобиль, но и доступную стоимость владения этим автомобилем.
— А не боится ли «АвтоВАЗ» конкуренции с Datsun? Потому что вот только буквально сегодня мне приходили пресс-релизы: цены на «Ладу Калина», «Ладу Гранта» как раз уже близки к диапазону 400 тыс. рублей.
— Я думаю, что оба бренда имеют свои собственные территории. В сегменте ниже 600 тыс. рублей больше 200 различных моделей, которые конкурируют друг с другом. Это очень много. В сегменте, который чуть ниже 400 тыс. рублей, достаточно места для того, чтобы несколько брендов спокойно ужились в нем. У «АвтоВАЗа» свои клиенты. Мы сможем предложить кое-что другое, что, возможно, не будет соответствовать требованиям клиентов «АвтоВАЗа», но найдет отклик среди клиентов другого типа. Я вам точно могу сказать, что Datsun не собирается конкурировать с «Ладой».
— Чем Datsun будет отличаться от «Лады Калина» и «Лады Гранта»?
— Мы здесь не для того, чтобы сравнивать машины. Я называю вам основные качества наших автомобилей. Прежде всего с точки зрения дизайна это будут определенно разные автомобили. Что касается комфорта, то, подумайте, в основе нашего автомобиля лежат японские гены. Поэтому можете делать сами вывод. Некоторые из характеристик по безопасности будут полностью соответствовать стандартам современных автомобилей. И они будут полностью соответствовать требованиям японского автомобиля. Итак, когда вы увидите машину Datsun, я думаю, что тема сравнения автомобилей уже не будет так актуальна. Потому что вы поймете, что мы на разных территориях. То, что сейчас инженеры Nissan пытаются сделать, — это впрыснуть в этот автомобиль вот эти самые японские гены Datsun.
— Тем не менее я не услышал, чем будут отличаться эти машины. Ну помимо дизайна — это понятно, внешний вид. Дело в том, что потребители не понимают языка маркетологов — про гены, про концепцию, про философию. У нас есть русская пословица: «Все познается в сравнении».
— Итак, стиль. Я думаю, это понимают все. Вот, например, мы смотрим на Hyundai Solaris и Kia Rio. Два абсолютно разных автомобиля. То есть первое — это дизайн, наши автомобили будут обладать собственным дизайном. Второе — комфорт. Я не смогу вам сейчас назвать размер машины или какие-то другие характеристики. Мы сможем представить эти данные чуть позже. Но что касается комфорта — это размер и шумоизоляция. И еще это управляемость — это то, как машина ведет себя на дороге. Я не могу сейчас вам это описать, но, когда у нас будет возможность представить машину, вы, поверьте мне, почувствуете. И третий пункт — характеристики, касающиеся безопасности. Опять же я не смогу сказать вам детали, я не могу вам сказать точно, чем будет оснащена эта машина, но мы будем именно на том уровне, который необходим для продукции компании Nissan. К сожалению, я не могу сейчас открыть больше для ваших читателей. То есть, представьте себе, машина, которая здорово смотрится, действительно красиво и ярко. Она будет комфортной и удобной в применении. И безопасной, что позволит защитить свою семью.
— Собственно, почему я задаю все эти вопросы. Признаюсь вам, я не верю, что автомобили Datsun будут стоить 400 тыс. рублей. Думаю, они будут гораздо дороже. Может быть, какая-нибудь базовая модель, ну чисто в рекламных целях, но на деле у дилеров она будет стоить тысяч на двести дороже.
— Я готов поспорить. Я сохраню вашу визитку, и мы встретимся, когда машина начнет продаваться. И я надеюсь, вернее, я уверен, что выиграю спор. Как глава бренда Datsun в России, скажу, что у меня нет никакого желания играть там, где сейчас играет Nissan, — мне совершенно не нужно в эту нишу. А там уже есть Nissan Almera. И вот в этот сегмент мне точно не нужно идти, ни в коем случае.
— Какие будут мощности производства? И соответственно, сколько машин рассчитываете продавать в год?
— Я не смогу вам дать точные цифры. Но к 2016 году мы рассчитываем, что доля Datsun составит треть всех продаж компании Nissan в России. Планы Nissan к этому времени — продавать более 300 тыс. автомобилей в год.
— То есть Datsun собирается продавать к 2016 году 100 тыс. автомобилей?
— Вы хорошо считаете… Да, это действительно очень амбициозная задача. Но мы сюда пришли не для того, чтобы быть слабым игроком.
— Значит, можно предположить, что «АвтоВАЗ» в 2016 году будет продавать на 100 тыс. автомобилей меньше.
— Я не работаю на «АвтоВАЗе». Но вы же понимаете, что производственные мощности, производственный потенциал «АвтоВАЗа» огромен. И нам повезло быть в одном альянсе, потому что я не представляю себе другого завода в России, который имел бы такие потрясающие мощности и возможности.
— Давайте перейдем тогда к модельному ряду Datsun. Сколько будет моделей в линейке компании на нашем рынке?
— Две модели.
— В каком кузове?
— Мы сейчас собираемся представить на рынке две модели. И работаем над тем, чтобы в течение последующих трех лет представить третью модель. Но другие детали на сегодняшний день мы раскрыть не можем.
— Сейчас мы с вами обсуждали то, что модели Datsun в первую очередь будут ориентированы на бюджетный сегмент. Можно ли будет ожидать появления каких-то ярких моделей, как классический Datsun 240Z?
— Нет. Я бы сказал, не сейчас. Точно не в 2014 году. Но если в будущем Datsun сможет представить модель, которая, с одной стороны, спортивная, но с другой стороны, доступная по цене, то почему бы и нет?
— Вы сегодня затрагивали важную тему — вопрос безопасности автомобилей. К сожалению, в России об этом только начинают задумываться. Международные организации, которые проводят краш-тесты, обращали внимание, что автомобили для развивающихся рынков уступают по уровню безопасности, точнее, не соответствуют тому уровню безопасности, который хотелось бы видеть в современном мире. Что будет с Datsun в этом плане?
— Это очень хороший вопрос. Прежде всего, как я уже говорил до этого, безопасность является одной из основных характеристик нашей будущей модели. Машина будет соответствовать всем тем требованиям безопасности, которые существуют в России. И машины Datsun будут оборудованы той системой безопасности, которая соответствует современному японскому бренду. Это, конечно, и ABS, и подушки безопасности. Являясь частью компании Nissan, никакого компромисса, с точки зрения безопасности, быть просто не может. И как я уже сказал, все те требования, которые предъявляются к автомобилям на рынке, в России будут выполнены. К сожалению, больше сейчас вам сказать не могу. Потому что иначе нам придется углубляться в технические характеристики машины, а я на сегодняшний момент это сделать не могу. Но могу вас заверить, что в задаче, которую мы ставили перед нашими японскими инженерами, безопасность была на одном из главных мест.