Мошенники закрыли границу

Автомобилисты застряли в многочасовых пробках на российско-литовской границе из-за мошенников

Анатолий Караваев
Вокруг ситуации на российско-литовской границе разгорается крупный скандал. МИД Литвы рекомендовал своим гражданам воздержаться от автомобильных поездок в Калининградскую область из-за огромных пробок на границе. На такой шаг литовские дипломаты пошли из-за того, что причину многочасовых задержек, возникших по вине российских таможенников, им до сих пор никто не объяснил. По данным «Газеты.Ru», усиление пропускного режима может быть связано с попытками пресечь огромный поток иномарок с литовскими номерами. Литовская сторона не исключает, что недружественные шаги могут иметь политический подтекст — с 1 июля Литва на полгода стала страной — председателем Евросоюза.

МИД Литвы на этой неделе вновь вмешался в ситуацию с резким ужесточением процедуры контроля на российско-литовской границе. По неизвестным причинам с 30 августа машины с литовскими номерами досматриваются российскими таможенниками с особым пристрастием. Процедура оформления въезда одной машины стала занимать гораздо больше времени, из-за чего на некоторых участках литовские водители вынуждены проводить в очередях более суток.

Еще в начале сентября МИД Литвы выразил обеспокоенность ситуацией послу России Владимиру Чихвадзе, попросив того объяснить причину таких действий. В заявлении министерства говорилось, что «такие процедуры необоснованно продлили время пересечения границы и парализовали движение автомобилей с литовскими регистрационными номерами в пограничных пунктах».

Однако российские госорганы по-прежнему «не замечают» проблему и никак ее официально не комментируют.

В итоге литовские дипломаты посоветовали 10 сентября своим гражданам воздержаться от поездок в граничащую с Литвой Калининградскую область.

«Литва до сих пор не получала официальной информации соответствующих российских ведомств по вопросу о том, сколько этот порядок будет применяться», — говорится в пресс-релизе МИДа.

Что творится на российско-литовской границе, можно понять из рассказов местных жителей. Житель приграничного российского города Неман по имени Руслан рассказал журналистам издания «Новый Калининград», как он пытался пересечь границу в пункте пропуска Панемуне — Советск.

«Литовский диспетчер сказал мне, что российская таможня распорядилась пропускать по две литовские машины в час», — рассказал он. По словам очевидца, водители автомобилей с литовскими номерами перед российским шлагбаумом стоят по два-три часа, многие, не дождавшись, разворачиваются и уезжают обратно, при этом «таможенники и пограничники российские стоят и улыбаются». Сам Руслан в итоге был вынужден оставить машину на литовской стороне и отправиться домой пешком.

«Мой знакомый литовец сказал, что позавчера простоял на границе с Россией 25 часов, его друг вчера — 14», — рассказал житель Немана.

Он отметил, что из-за скученности автомобилей территория вокруг приграничного моста королевы Луизы за несколько дней оказалась «изгаженной» и замусоренной.

Еще один автомобилист, потративший на пересечение границы шесть часов, поделился впечатлениями с литовским порталом DELFI. «На въезде в Калининградскую область, у Ниды, литовские автомобили на российской таможне ставят в сторону и проводят якобы тщательную проверку, люди стоят по девять часов, — сообщил очевидец. — Литовские пограничники знают, что это началось с пятницы, и предупреждают путешественников, что в Россию лучше не ехать.

На российской таможне говорят лишь, что дано распоряжение из Москвы, поскольку Грибаускайте (Даля Грибаускайте, президент Литвы. – «Газеты.Ru») слишком часто летает в Америку».

О политической подоплеке ситуации недавно заявил и премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичус.

Жертвой новых порядков в начале сентября стал мэр литовского города Неринги Дарюс Ясайтис. Чиновника должен был встретить его водитель в аэропорту Калининграда. Однако из-за новых порядков на преодоление границы у него ушло семь часов. В итоге мэр попал домой с огромной задержкой, а позже назвал ситуацию на границе «катастрофой».

Между тем российские таможенники в ответе на запрос своих литовских коллег объяснили происходящее неким исследованием тенденции перевозок определенных товаров через литовско-российскую границу.

Именно из-за этого, как пишет DELFI, время проверки транспорта увеличилось, а пропускная способность КПП заметно снизилась.

В МИД РФ комментировать ситуацию журналистам отказываются, направляя журналистов за разъяснениями в российскую таможню.

Информированный источник «Газеты.Ru» в одном из подразделений Федеральной таможенной службы (ФТС) рассказал, что никакой «задержки» или «усиленного режима» для автотранспорта на российско-литовской границе нет. В то же время он прямо связал ситуацию с деятельностью ведомства по борьбе с криминальными каналами.

«Речь идет о борьбе ФТС с мошенническими схемами, когда на территорию России под видом временного ввоза поставляются автомобили с литовскими номерами, а затем якобы по доверенности реализуются гражданам,

— рассказал источник. — Потом выясняется, что доверенности липовые и покупатель становится жертвой обмана. При этом автомобиль, как предмет правонарушения, может быть изъят соответствующими органами, а никаких денег от мошенников потерпевшие, конечно, не получат».

В ведомстве сообщили, что после ряда жалоб решили навести в этой сфере порядок. «Мероприятия у нас начались не в конце августа, а гораздо раньше, еще в июле, когда пошли уголовные дела», — добавил собеседник «Газеты.Ru». Источник уточнил, что криминальные каналы были выявлены не только в Калининградской области, но и на северо-западе страны.

В управлении ФТС по Калининградской области «Газете.Ru» сообщили, что ничего экстраординарного на российско-литовской границе не происходит. «Калининградская областная таможня работает в рамках вверенных ей полномочий, и все наши должностные лица совершают необходимые операции в штатном режиме в соответствии с таможенным законодательством», — сообщили в пресс-службе управления.

В руководстве местной таможни неофициально подтверждают информацию о борьбе с потоком «литовских» иномарок, в связи с чем на некоторых участках может быть введен усиленный режим досмотра.

«Никакой политической подоплеки тут нет, все исключительно связано с нашими таможенными делами», — добавил источник. По его словам, затруднения на границе могут быть связаны и с сезонным фактором, когда поток автомобилей через границу традиционно возрастает. «Какие-то локальные скопления машин на отдельных пунктах — это вполне нормальное явление, которое связано с особенностями нашей работы. Как правило, это связано с определенными пиковыми периодами, например вечером пятницы или окончанием выходных, когда поток в том или ином направлении может резко возрастать».

Активист движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает версию таможни не слишком состоятельной, отмечая, что мошенничество при продажах отнюдь не главная проблема, связанная с ввозом в Россию таких машин.

«Спрос на машины с литовскими номерами давний и устойчивый, потому что они обладают рядом существенных преимуществ,

— объяснил он «Газете.Ru». — Во-первых, на такие автомобили нет никакого транспортного налога. Во-вторых, машина с литовскими номерами стоит в два раза дешевле, чем в России. Она ввозится без уплаты таможенных сборов, за счет которых наши машины значительно дороже европейских. В последнее время появилось и третье преимущество – владельцам «литовских» машин можно не бояться дорожных штрафов. Автоматические камеры фиксации «не работают» по иностранным госномерам, и даже если гаишник тебе выпишет штраф, его безбоязненно можно выкинуть и не оплачивать».

Шкуматов подчеркнул, что выдаваемое при ввозе такого автомобиля разрешение на эксплуатацию на срок от трех до шести месяцев можно продлить. Для этого владельцу достаточно один раз съездить на машине за рубеж и вернуться обратно, что для жителей приграничных регионов не является большой проблемой.